Елена Рыжикова
Внеклассное мероприятие «Дни и ночи блокадного Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час: Дни и ночи блокадного Ленинграда
Цели занятия:
совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны, развитие познавательной активности в области знаний об истории своей страны.
Сестра моя, товарищ, друг и брат,
ведь это мы, крещённые блокадой!
Нас вместе называют - Ленинград,
Публикация «Внеклассное мероприятие „Дни и ночи блокадного Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Сценарии
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
и шар земной гордится Ленинградом.
О. Берггольц
1. Организационный момент (1 мин)
2. Диалог - беседа (5 мин)
- Ребята, что для вас является самым ценным, самым дорогим? Что вы вкладываете в понятие «сокровище»?
3. Просмотр ролика «Сокровище времен блокады» (3 мин)
4. Выступление учащихся (5 мин).
Великая Отечественная война 1941-1945 годов - война со страшным противником: опытным, хорошо вооруженным, нацеленным на истребление славянских народов. Никто и не подозревал тогда, насколько страшной, кровавой и долгой будет эта война, сколько жизней она унесет с собой! То, что пережила и выстрадала наша земля, невозможно вспоминать без боли и праведного гнева. Целью Гитлера было раздавить нашу страну, заковать в цепи рабства весь наш народ. Из официального обращения гитлеровского командования к солдатам: «Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки». Так и поступали фашистские захватчики.
Только на территории СССР, подвергшейся оккупации, фашистские изверги замучили и истребили около 10 миллионов советских мирных граждан, в том числе детей, стариков и женщин. Они разрушили и разграбили 1710 советских городов, более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч колхозов, десятки тысяч школ, больниц, театров, музеев, домов культуры. Миллионы людей, угнанных в Германию, содержались в неволе, как древние рабы. Фашисты покрыли Европу густой сетью концентрационных лагерей, организовали чудовищные «фабрики смерти». Кровь стынет в жилах при одном упоминании о таких мрачных застенках, как Дахау, Освенцим, Майданек, Бухенвальд,, Саласпилс. Все это страшные лики войны. Но особое место в ее летописи занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.
Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела и артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов.
Вместе с немцами на Ленинград наступали армия белофиннов, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз. В помощь советским воинам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. В оккупированных районах Ленинградской области создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины.
На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках— отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты.
За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены— 7143. Третья часть жилья была уничтожена.
5. Просмотр видеофильма «Блокада Ленинграда» (18 мин)
6. Рефлексия (2 мин)
- Ребята, так что же на самом деле является самым ценным в жизни каждого из нас?
- Изменилось ли ваше мнение после нашего занятия?
7. Итог занятия (выступление учащихся) (6 мин)
ПАМЯТЬ
Неверно,
Что сейчас от той зимы
Остались
Лишь могильные холмы.
Она жива,
Пока живые мы.
И тридцать лет,
И сорок лет пройдет,
А нам
От той зимы не отогреться.
Нас от нее ничто не оторвет.
Мы с ней всегда -
И памятью и сердцем.
Чуть что -
Она вздымается опять
Во всей своей жестокости нетленной.
"Будь проклята!" - мне хочется кричать.
Но я шепчу ей:
"Будь благословенна".
Она щемит и давит.
Только мы
Без той зимы -
Могильные холмы.
И эту память,
Как бы нас ни жгло,
Не троньте
Даже добрыми руками.
Когда на сердце камень -
Тяжело.
Но разве легче,
Если сердце - камень?.
(Юрий Воронов)