Оксана Корнилова
Внедрение нейроподхода в практику работы воспитателя ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
ВНЕДРЕНИЕ НЕЙРОПОДХОДА В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО
Аннотация: В статье раскрывается сущность нейропсихологического подхода к содержанию воспитательно – образовательного процесса в ДОО. Автор убежден, что его систематическое использование благотворно воздействует на развитие всех детей, включая ОВЗ.
Ключевые слова: нейроподход, нейроигры, нейроупражнения.
Публикация «Внедрение нейроподхода в практику работы воспитателя ДОО» размещена в разделах
Опыт последних лет позволяет выявить тенденцию к увеличению в дошкольных учреждениях процента детей, имеющих нарушения в развитии. В задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, входит оказание особенным детям профессиональной поддержки. Конечно, действовать нужно в тесном взаимодействии со всеми профильными специалистами, учитывая карты индивидуального развития детей, однако в компетенции воспитателя – создать условия, которые позволят мягко скорректировать развитие психических процессов у детей. Одним из эффективных способов для решения этого вопроса является внедрение нейропсихологического подхода, позволяющего через комплекс своеобразных методов и приемов корректировать нарушения психических процессов, основываясь на движении.
Игры и упражнения в рамках данного подхода благотворно влияют на развитие как нормотипичных, так и детей с особыми возможностями. Имея отношение к здоровьесберегающим технологиям, данный подход позволяет создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, улучшить межполушарное взаимодействие.
Приведем в пример выполнения одного из упражнений, когда движения производятся одновременно двумя руками. При этом происходит активизация сразу обоих полушарий головного мозга и формирование сразу нескольких навыков: согласуется движения рук и глазных яблок, а в случае отработки правильного произношения звуков (что характерно для работ с логопатами, присоединяются и движения языком.
Среди наиболее известных в дошкольной практике являются следующие упражнения: «Перекрестные шаги», «Кулак – ребро – ладонь», «Река и берег», «Теннис без ракеток» и др.
Отметим, что нейроигры и нейроупражненяи можно использовать как часть занятия (с целью снятия напряжения и активизации умственной деятельности) и в режиме дня. Так, включая нейроигры в утреннюю зарядку и бодрящую гимнастику, мы содействуем улучшению ряда физических навыков, а именно тренируем выполнение симметричных и асимметричных движений, способность удерживать равновесие, совершенствуем подвижность плечевого пояса, координацию движений рук и ног.
Успешно применяются нейроупражнения и в случаях решения проблем с гиперактивностью ребенка и напротив, чрезмерной медлительностью. Выполняя простые движения и их комбинации, дети учатся концентрироваться на важном, а результатом становится быстрое «включение» в образовательную деятельность. Кроме того, нейроподход эффективен при работе с нетерпеливыми, раздражительными, чрезмерно возбудимыми детьми, проявляющими необоснованную агрессию, часто отвлекающимися.
Подводя итоги, отметим, что использование нейропсихологического подхода в практической деятельности воспитателя непременно даст положительный результат в психическом развитии дошкольников при условии его систематического применения. На личном опыте мы отметили, как совершенствуется мыслительная деятельность дошкольников, улучается их память, речь, повышается стрессоустойчивость, а также улучшается познавательная активность в ходе образовательной деятельности.
Список использованных источников
2. Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей / П. И. Деннисон, Г. И. Деннисон - М., 1998.
3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие / А. Л. Сиротюк. – М. : АРКТИ, 2014.