Юлия Плохова
Внедрение модели «Умная прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение модели «Умная прогулка» в образовательный процесс дошкольного учреждения для повышения уровня креативного мышления старших дошкольников
Материал подготовил
старший воспитатель Плохова Ю. Н.
Наше время – это время перемен. Все развитые государства мира вовлечены в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Сейчас России нужны люди, способные быстро реагировать на изменения, принимать нестандартные решения, генерировать оригинальные решения, умеющие творчески мыслить.
Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще, наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. Говоря о креативности, обычно подразумевают способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы решения задач. При грамотном подходе сохранить и развивать креативность можно в любом возрасте. Детские психологи и педагоги считают, что дошкольный возраст – это лучший возраст для развития нестандартного мышления.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают, что выпускник детского сада должен обладать развитым воображением, самостоятельностью, инициативностью, привычкой к свободному самовыражению, уверенность в себе. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, умственное развитие, общение детей друг с другом. Прогулки в детском саду проводится независимо от времени года, их продолжительность составляет не мене четырех часов в день, что позволяет добиться наилучших результатов в решении поставленных образовательных и развивающих задач.
Американский психолог, первопроходец диагностики креативности Эллис Пол Торренс выделил шесть критериев креативности:
• беглость – способность производить большое количество идей;
• гибкость – способность применять различные стратегии решения проблемы;
• оригинальность - способность создавать нестандартные и нешаблонные идеи;
• разработанность – способность детализировать возникшие идеи;
• сопротивление замыканию – способность не следовать стереотипам и быть открытым новой информации;
• абстрактность названия – способность трансформировать образы в слова.
В основу модели «Умная прогулка» мы положили классификацию профессий, предложенную психологом Климовым Е. А. В соответствии с объектом труда он выделяет пять типов профессии:
• Человек – живая природа
• Человек – техника (и неживая природа)
• Человек – человек
• Человек – знаковая система
• Человек – художественный образ
Такой подход к организации прогулки позволяет дошкольникам не только правильно ориентироваться в окружающей действительности, творчески преобразовывать ее, но и будет способствовать тому, чтобы в будущем выпускник стал успешным в профессиональной деятельности.
Для развития перечисленных качеств мышления у дошкольников нами было разработано 240 «игровых минуток», которые ежедневно проводятся во время прогулки. Игровые минутки соответствуют пяти блокам (по классификации Климова Е. А.) и соотносятся с днями недели и временем года:
• понедельник – игровая минутка «Дошколенок – друг природы» (человек – природа);
• вторник – игровая минутка «Ты и я – мы с тобой друзья» (человек – человек);
• среда – игровая минутка «Дошколенок в мире техники» (человек и техника);
• четверг – игровая минутка «Дошколенок в мире знаков» (человек – знаковая система);
• пятница – игровая минутка «Я – художник» (человек – художественный образ).
Разработанные задания включить в календарно-тематическое планирование воспитателей.
Для достижения поставленной цели нами было выделено ряд задач:
1. Разработка и внедрение в деятельность педагогов на прогулке с детьми методического и конструкторского материала игровых заданий «Умная прогулка», направленных на развитие креативного мышления у старших дошкольников.
Нашими педагогами разработан методический и конструкторский материал игровых заданий «Умная прогулка», направленных на развитие креативного мышления у старших дошкольников по сезонам (весна, лето, осень).
Приведем пример игровой минутки «Спрятанные рисунки», которая проводилась в пятницу третьей недели марта. Цель этого задания: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков дошкольников. Во время наблюдения ребятам предлагается найти трещины в асфальте, внимательно рассмотреть их и подумать, на что они похожи. Затем воспитатель просит придумать историю о существах, которые могли бы жить в этой трещине. Для того, чтобы сохранить желание ребенка сочинять, воображать, фантазировать, воспитатель уже в группе предлагает новое задание. Например, нарисовать то, на что похожа увиденная им на прогулке трещинка в асфальте.
Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог должен сам уметь креативно мыслить. Для этого ему необходимо, в первую очередь, преодолеть в себе инертность, формальность и шаблонность в применении методов воспитания и обучения.
С педагогами проведены и ещё запланированы ряд мероприятий, систематическое проведение которых способствует повышению компетентности, профессиональному самосовершенствованию педагогов: лекторий «Развитие креативного мышления дошкольников», семинар-практикум «Внедрение в деятельность педагога с детьми на прогулке игровых заданий для развития креативного мышления», педчас «Развитие креативного мышления дошкольников через игровую деятельность», обмен опытом педагогов через презентации и видеозарисовки «Умные прогулки в нашей группе».
Свой опыт педагоги транслируют педагогическому сообществу.
Работа по развитию креативного мышления дошкольников станет намного эффективнее, если в этом будут заинтересованы родители. Для успешной реализации проекта «Умная прогулка» мы добавили в план работы с родителями, такие мероприятия, как лектории, родительские встречи, круглые столы, совместные с детьми интеллектуальные игры, тематические выставки творческих работ.
«Умная прогулка» в образовательном процессе нашего учреждения позволит сохранить креативное мышление наших воспитанников на высоком уровне, а самое главное, поможет каждому ребенку «превратиться» в неординарную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в современном обществе.