Ольга Кириченко
Внедрение и апробация элементов сказкотерапии в образовательном процессе младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением побудила ученых (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдова, В. А. Петровского и др.) к разработке иной модели обучения, основанной на личностно-ориентированном взаимодействии воспитателя и ребенка. Целью такого обучения является развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов и мотивов деятельности, в том числе и учебной (т. е. личностное становление ребенка, обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности. Для реализации этой цели у ребенка, начиная с ранних лет жизни, следует поддерживать желание приобщаться к миру человеческой культуры путем освоения передаваемых ему средств и способов, необходимых для этого приобщения. Было подмечено, что дошкольники проявляют большой интерес к народным сказкам, осмысленно воспринимают их. Необходима специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками. Экспериментальная работа по внедрению и апробации представленных положений ведется в Частном Детском саду "АБВГДЕЙКА", Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ. Апробирование осуществляется на материале обучения дошкольников средней группы. В экспериментальной группе все занятия по развитию речи строятся либо как драматизация сказки, либо как сюжетно-ролевая игра, организованная средствами сказки. При разработке конспектов занятий осуществляется модификация русских народных сказок, а так же народные осетинские сказски для детей, такие как: "Бедняк, волк и лиса", "Барс, медведь и волк", "Волк и семь коз Газза", "Волшебный пояс". Занятия проводятся воспитателем-педагогом.
Публикация «Внедрение и апробация элементов сказкотерапии в образовательном процессе младших дошкольников» размещена в разделах
Проведение такого рода занятий, как правило, постепенно изменяет педагогическую позицию самого педагога, побуждая его выстраивать неформальные, неотчужденные отношения с детьми, более доверительные. Учитывая культурные особенности осетинского народа. Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы. Особенно хочется отметить тот, факт, что метод сказкотерапии благоприятно влияет на формирования креативных качеств личности. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. В процессе обучения и применения данного метода- сказкотерапии, можно отметить особенности детского восприятия сказок. Дети требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке.
Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. Он активно помогает педагогу реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении.
Список литературы.
1. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии — СПб. : "Златоуст", 1998 - 352 с.
2. Кликс Ф. Преобразующее мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1989. Прогресс, 1983- 302 с.
3. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа.) Комментарии Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой. Составление, научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — Издательство "Лабиринт", М., 1998 -512 с.
4. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М., 1987-200с.
5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986-224с.
6. Шорохова О. А. Играем в сказску : сказкотерапия и занятия по развитию речи дошкольника. — М. : ТЦ Сфера, 2006 - 208 с