Александра Лукина
Картотека игр на развитие фонематического слуха и восприятия для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
Фонематический слух и восприятие — это способность различать и узнавать звуки речи (фонемы). Развитый фонематический слух является основой для успешного обучения чтению и письму. Данная картотека содержит игры, направленные на развитие этой важной способности у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Картотека игр на развитие фонематического слуха и восприятия для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
Раздел 1: Игры на различение гласных звуков
1. “Узнай звук”
Цель: Учить различать гласные звуки в начале слова.
Материал: картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на разные гласные звуки (например, апельсин, игла, улитка, эхо, облако).
Ход игры:
1. Педагог произносит гласный звук (например, “А”).
2. Ребенок выбирает картинку, название которой начинается на этот звук (апельсин).
2. “Эхо”
Цель: Учить правильно произносить и различать гласные звуки.
Материал: Не требуется.
Ход игры:
1. Педагог произносит гласный звук (например, “А”).
2. Ребёнок повторяет его как «эхо» (например, «А-а-а»).
3. Усложнение: педагог произносит несколько гласных звуков подряд, ребенок повторяет.
Раздел 2: Игры на различение согласных звуков
1. “Найди звук в слове”
Цель: Учить находить заданный согласный звук в слове.
Материал: картинки с изображениями предметов, названия которых содержат различные согласные звуки.
Ход игры:
1. Педагог произносит согласный звук (например, “С”).
2. Ребёнок выбирает картинку, название которой содержит этот звук (например, солнце, собака, стул).
2. “Твердый – мягкий”
Цель:Учить различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: картинки с изображениями предметов, названия которых содержат твердые и мягкие согласные звуки (например, лук — люк, нос — нёс).
Ход игры:
1. Педагог показывает картинку (например, лук) и произносит слово.
2. Ребенок определяет, твердый или мягкий звук “Л” в этом слове.
Раздел 3: Игры на определение места звука в слове
1. “Где звук?”
Цель: Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Материал: картинки с изображениями предметов, названия которых содержат заданный звук в разных позициях.
Ход игры:
1. Педагог произносит слово (например, «сок») и спрашивает: «Где в этом слове находится звук ‘С’: в начале, в середине или в конце?»
2. Ребенок отвечает.
2. “Хлопни в ладоши”
Цель: научить слышать заданный звук в слове и реагировать на него.
Материал: Не требуется.
Ход игры:
1. Педагог называет ряд слов (например, кот, дом, стол, окно, сыр).
2. Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит слово, в котором есть заданный звук (например, звук «О»).
Раздел 4: Игры на развитие фонематического анализа и синтеза
1. “Разложи по звукам”
Цель: Научить делить слово на составляющие его звуки (фонемы).
Материал: картинки с изображениями простых слов (например, кот, дом, суп, фишки.
Ход игры:
1. Педагог показывает картинку (например, “Кот”) и произносит слово.
2. Ребёнок называет звуки в слове по порядку (К-О-Т) и выкладывает соответствующее количество фишек.
2. “Составь слово”
Цель: Учить составлять слово из отдельных звуков.
Материал: Не требуется.
Ход игры:
1. Педагог произносит звуки по порядку (например, К-О-Т).
2. Ребенок называет слово, которое получилось (кот).
3. “Цепочка слов”
Цель: Развивать фонематический слух и расширять словарный запас.
Материал: Не требуется.
Ход игры:
1. Педагог называет первое слово (например, “Дом”).
2. Ребёнок называет следующее слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова (например, «Мак»).
3. Игра продолжается по цепочке (например, «Кит», «Топор» и т. д.).
Раздел 5: Игры с использованием рифм
1. “Подбери рифму”
Цель: Учить подбирать рифмы к заданным словам.
Материал: Карточки со словами.
Ход игры:
1. Педагог показывает карточку со словом (например, “Кошка”).
2. Ребёнок называет слова, которые рифмуются с этим словом (например, окошко, ложка, картошка).
2. “Что звучит не так?”
Цель: Учить определять лишнее слово в рифмованной цепочке.
Материал: Не требуется.
Ход игры:
1. Педагог произносит цепочку слов, в которой одно слово не рифмуется с остальными (например, «Кошка, ложка, картошка, мишка»).
2. Ребенок определяет лишнее слово (мишка).
Раздел 6: Игры с использованием слогов
1. “Подели на слоги”
Цель: Учить делить слова на слоги.
Материал: Картинки с изображениями предметов, фишки.
Ход игры:
1. Педагог показывает картинку (например, “Машина”) и произносит слово.
2. Ребёнок делит слово на слоги (ма-ши-на) и выкладывает соответствующее количество фишек.
2. “Закончи слово”
Цель: Учить добавлять пропущенный слог к слову.
Материал: Картинки с изображениями предметов.
Ход игры:
1. Педагог показывает картинку (например, «Собака») и произносит первый слог («Со-…»).
2. Ребенок заканчивает слово (Со-ба-ка).
Рекомендации по использованию картотеки:
• Игры должны проводиться в игровой форме, чтобы заинтересовать детей.
• Учитывайте индивидуальные особенности и уровень подготовки каждого ребенка.
• Начинайте с простых игр и постепенно переходите к более сложным.
• Не торопите ребенка, дайте ему время подумать и ответить.
• Хвалите ребёнка за успехи и поддерживайте его, если у него что-то не получается.
• Используйте красочные и интересные материалы.
• Регулярно проводите игры на развитие фонематического слуха и восприятия, чтобы закрепить полученные навыки.
• Сочетайте игры с другими видами деятельности, такими как чтение книг, рассказывание сказок, разучивание стихов.