Лучший педагог года

Картотека игр на развитие фонематического слуха и восприятия для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет

Александра Лукина
Картотека игр на развитие фонематического слуха и восприятия для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет

Фонематический слух и восприятие — это способность различать и узнавать звуки речи (фонемы). Развитый фонематический слух является основой для успешного обучения чтению и письму. Данная картотека содержит игры, направленные на развитие этой важной способности у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Картотека игр на развитие фонематического слуха и восприятия для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет» размещена в разделах

Раздел 1: Игры на различение гласных звуков

1. “Узнай звук”

Цель: Учить различать гласные звуки в начале слова.

Материал: картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на разные гласные звуки (например, апельсин, игла, улитка, эхо, облако).

Ход игры:

1. Педагог произносит гласный звук (например, “А”).

2. Ребенок выбирает картинку, название которой начинается на этот звук (апельсин).

2. “Эхо”

Цель: Учить правильно произносить и различать гласные звуки.

Материал: Не требуется.

Ход игры:

1. Педагог произносит гласный звук (например, “А”).

2. Ребёнок повторяет его как «эхо» (например, «А-а-а»).

3. Усложнение: педагог произносит несколько гласных звуков подряд, ребенок повторяет.

Раздел 2: Игры на различение согласных звуков

1. “Найди звук в слове”

Цель: Учить находить заданный согласный звук в слове.

Материал: картинки с изображениями предметов, названия которых содержат различные согласные звуки.

Ход игры:

1. Педагог произносит согласный звук (например, “С”).

2. Ребёнок выбирает картинку, название которой содержит этот звук (например, солнце, собака, стул).

2. “Твердый – мягкий”

Цель:Учить различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: картинки с изображениями предметов, названия которых содержат твердые и мягкие согласные звуки (например, лук — люк, нос — нёс).

Ход игры:

1. Педагог показывает картинку (например, лук) и произносит слово.

2. Ребенок определяет, твердый или мягкий звук “Л” в этом слове.

Раздел 3: Игры на определение места звука в слове

1. “Где звук?”

Цель: Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Материал: картинки с изображениями предметов, названия которых содержат заданный звук в разных позициях.

Ход игры:

1. Педагог произносит слово (например, «сок») и спрашивает: «Где в этом слове находится звук ‘С’: в начале, в середине или в конце?»

2. Ребенок отвечает.

2. “Хлопни в ладоши”

Цель: научить слышать заданный звук в слове и реагировать на него.

Материал: Не требуется.

Ход игры:

1. Педагог называет ряд слов (например, кот, дом, стол, окно, сыр).

2. Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит слово, в котором есть заданный звук (например, звук «О»).

Раздел 4: Игры на развитие фонематического анализа и синтеза

1. “Разложи по звукам”

Цель: Научить делить слово на составляющие его звуки (фонемы).

Материал: картинки с изображениями простых слов (например, кот, дом, суп, фишки.

Ход игры:

1. Педагог показывает картинку (например, “Кот”) и произносит слово.

2. Ребёнок называет звуки в слове по порядку (К-О-Т) и выкладывает соответствующее количество фишек.

2. “Составь слово”

Цель: Учить составлять слово из отдельных звуков.

Материал: Не требуется.

Ход игры:

1. Педагог произносит звуки по порядку (например, К-О-Т).

2. Ребенок называет слово, которое получилось (кот).

3. “Цепочка слов”

Цель: Развивать фонематический слух и расширять словарный запас.

Материал: Не требуется.

Ход игры:

1. Педагог называет первое слово (например, “Дом”).

2. Ребёнок называет следующее слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова (например, «Мак»).

3. Игра продолжается по цепочке (например, «Кит», «Топор» и т. д.).

Раздел 5: Игры с использованием рифм

1. “Подбери рифму”

Цель: Учить подбирать рифмы к заданным словам.

Материал: Карточки со словами.

Ход игры:

1. Педагог показывает карточку со словом (например, “Кошка”).

2. Ребёнок называет слова, которые рифмуются с этим словом (например, окошко, ложка, картошка).

2. “Что звучит не так?”

Цель: Учить определять лишнее слово в рифмованной цепочке.

Материал: Не требуется.

Ход игры:

1. Педагог произносит цепочку слов, в которой одно слово не рифмуется с остальными (например, «Кошка, ложка, картошка, мишка»).

2. Ребенок определяет лишнее слово (мишка).

Раздел 6: Игры с использованием слогов

1. “Подели на слоги”

Цель: Учить делить слова на слоги.

Материал: Картинки с изображениями предметов, фишки.

Ход игры:

1. Педагог показывает картинку (например, “Машина”) и произносит слово.

2. Ребёнок делит слово на слоги (ма-ши-на) и выкладывает соответствующее количество фишек.

2. “Закончи слово”

Цель: Учить добавлять пропущенный слог к слову.

Материал: Картинки с изображениями предметов.

Ход игры:

1. Педагог показывает картинку (например, «Собака») и произносит первый слог («Со-…»).

2. Ребенок заканчивает слово (Со-ба-ка).

Рекомендации по использованию картотеки:

• Игры должны проводиться в игровой форме, чтобы заинтересовать детей.

• Учитывайте индивидуальные особенности и уровень подготовки каждого ребенка.

• Начинайте с простых игр и постепенно переходите к более сложным.

• Не торопите ребенка, дайте ему время подумать и ответить.

• Хвалите ребёнка за успехи и поддерживайте его, если у него что-то не получается.

• Используйте красочные и интересные материалы.

• Регулярно проводите игры на развитие фонематического слуха и восприятия, чтобы закрепить полученные навыки.

• Сочетайте игры с другими видами деятельности, такими как чтение книг, рассказывание сказок, разучивание стихов.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Дидактическое пособие «Звуковые часы» для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Звуковые часы» для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста В дошкольных учреждениях всё чаще на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение фонематических процессов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр на развитие фонематического слуха и восприятия для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
Опубликовано: 14 апреля 2025 в 05:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр на развитие фонематического слуха и восприятия для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Александра Лукина (УИ 2198684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД