Татьяна Румянцева
Внедрение бережливых технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Данная статья представлена для воспитателей ДОУ. В статье содержится описание термина «бережливые технологии в ДОУ», указано, что такое бережливые технологии и методы их внедрения.
Ключевые слова: ДОУ, бережливые технологии, безопасная среда.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Публикация «Внедрение бережливых технологий в ДОУ» размещена в разделах
Давно на слуху такие словосочетания, как бережное использование, бережливое отношение, бережливое сознание, бережливые технологии все эти словосочетания давно на слуху. Что же такое бережливые технологии? Зачем все-таки необходимо внедрять технологии бережливого производства в образование?
Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам.
«Бережливые технологии в ДОУ» – технологии, направленные на повышение эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях, сокращение различных видов потерь во всех сферах деятельности ДОУ. Проводя непосредственную образовательную деятельность, мы можем видеть, что организованная работа экономит время выполнения задания.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы является картирование процесса – схема (алгоритм).
Насыщение РППС группы инструментами бережливых технологий (картирование) :
- в раздевалке размещены алгоритмы: одевания на улицу, складывания вещей шкафу, завязывания шнурков, переодевания на физкультуру. Инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться. Чтобы избежать нравоучений дома вы тоже можете расположить такие инструкции в шкафу или рядом.
- в детских шкафчиках вверху на дверцах прикреплены пластиковые конверты (планшеты) для передачи информации родителям;
- в групповой комнате размещены алгоритмы: дежурства, ухода за комнатными растениями, подготовки к изо деятельности, экспериментальной
деятельности и т. д. ;
- в спальне (при наличии таковой) или в определенном месте группового помещения (при отсутствии спальни) для детей находятся алгоритмы: заправки кровати после дневного сна, складывания вещей на стульчик перед сном;
- в туалетной комнате размещены алгоритмы: умывания (располагается в туалетной комнате над раковинами, пользования туалетом (отдельно для мальчиков и девочек, в каждой туалетной кабине, если таковые есть). Такие единые требования приводят ребенка к пониманию необходимости выполнять эти процедуры быстро и постоянно.
Напольная разметка для соблюдения дистанции перед раковинами для умывания дает возможность детям поочередно умываться и свободно проходить с мокрыми руками к стойкам с полотенцами (или корзинам с чистыми и грязными салфетками).
Алгоритмы и правила нужны ребенку на раннем возрасте, на момент знакомства с жизнедеятельностью, организационными моментами образовательного учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе уверенно. В более старшем возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь. Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов, информируют родителей о правилах учреждения.
Исходя, из своего опыта мы разработали карту оптимизации утреннего приема детей в ДОУ. Главный риск: опоздание детей на завтрак или утренние занятия и опоздание родителей на работу.
• Проблемы: лишние передвижения участников образовательного процесса.
• Потеря времени при раздевании детей утром.
• Психологическая нестабильность родителей при переодевании детей.
• Дополнительная угроза распространения вирусов, особенно в эпидемический период.
• Отвлечение педагогов от основных обязанностей данного временного периода.
• Беспорядок внутри детских шкафов.
Главная цель: сокращение времени при утреннем приеме детей в детский сад.
Чтобы достичь результата по сокращению времени утреннего приема детей проводиться работа с детьми и родителями. С детьми постепенно осваиваем навыки самообслуживания. Родителей ознакомили с правилами утреннего приёма на родительских собраниях, с четким следованием графику прихода по утрам. Важная задача для достижения цели - это взаимодействие с ДОУ по использованию модели по привитию у дошкольников навыков самообслуживания.
Все проблемы и их решения выведены на карту процесса, на которой наглядно видно, какой момент надо доработать для сокращения времени утреннего приема.
Визуализация.
В большинстве детских садов детских садах внедрены элементы визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. Появилась разметка открывания дверей в коридорах, система пространственной навигации (указатели, система стандартизации ежедневных операций в режиме дня воспитанников детского сада (разработаны алгоритмы ежедневных действий детей).
- шкафы, полки и контейнеры с игровым и развивающим оборудованием расположены и обозначены в групповом пространстве с применение визуализации: маркеры, изображения, включая фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, разметку, цветные ярлыки и т. п.
Использование кукольного персонажа ( например: Фиксик SOS, как визуализации, позволяет воспитателю ненавязчиво указать детям на беспорядок в том, или ином месте группового помещения.
Визуализация подразделяется на цветовую маркировку – это предметы или группы предметов, объединенные общими признаками, маркируются цветными ярлыками. В книжном уголке книги расположены в контейнерах с определенной цветовой маркировкой (например, в контейнере с желтой маркировкой находятся книги по теме недели, с синей маркировкой обучение к школе, с красной – сказки). На каждой книге есть значок определенного цвета, который помогает найти детям соответствующий контейнер.
Но маркеры и различные визуализации, удобны не только для детей и их обучения, но и для самих педагогов. Так в группе мы разместили подсказки и для воспитателей, ведь их принцип очень прост, посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Это напоминания, о необходимости выключении света, электрооборудования, перекрытия воды и закрытия окон.
Значок «Капелька воды» нужен для того, чтобы дети экономили воду: включали тонкой струйкой и закрывали кран до конца. Такие же подобные значки есть в буфетной, как напоминание для помощника воспитателя.
Сигнальный значок «Лампочка» напоминает о том, что уходя, надо гасить свет. Т. к. дети сами достать не могу до выключателя, то напоминают воспитателю.
Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, снова используем метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать и взрослые и дети: цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная; назначение и правила применения.
Непосредственная опасность – красный цвет.
Возможная опасность – желтый цвет.
Безопасность, безопасные условия – зеленый цвет.
Указание – синий цвет.
Неподвижный объект.
Подвижный объект.
Направление движения.
Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным, можно нанести маркёры красного цвета.
Внедряя бережливые технологии и соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.
Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных и школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Москва 2012 г.
2. Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности», Москва «Сфера». 2009г.