Диляра Бухарева (Казак)
План-конспект практикума для родителей «Вместе мы сильнее, умнее, здоровее!»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект практикума для родителей
«Вместе - мы сильнее, умнее и здоровее»
(подготовительная группа)
Цель: Обсуждение родителей, воспитателей предшкольного периода жизни ребенка. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье в подготовке к школе.
Задачи:
Оказание консультационной и просветительской помощи в вопросах воспитания и подготовке к школе детей, имеющий нарушения в развитии.
Публикация «План-конспект практикума для родителей „Вместе мы сильнее, умнее, здоровее!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Ознакомление и практическое овладение комплексами кинезиологических упражнений по развитию межполушарного взаимодействия мозга, способствующих коррекции нарушений в развитии детей с ОНР.
Привлечение родителей к использованию опыта работы по укреплению физического и психического здоровья посредством ИКТ технологий.
Контингент участников: родители будущих первоклассников, воспитатели, будущий учитель.
Место проведения: музыкальный зал.
Форма проведения: практикум для родителей.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация «Кинезиологические комплексы как средство коррекции нарушений и физического благополучия дошкольников с Общим Недоразвитием Речи»; магнитофон, аудиозапись с ответами детей, музыка; листы бумаги, ручки, цветные карандаши, картинки, карточки с образцами фигур, счетные палочки; цветные фишки, тарелочки.
Ход практикума:
Воспитатель: Доброго времени суток, уважаемые наши родители. Очень рады, что вы нашли время и посетили наше мероприятие, где сегодня мы поможем вам повысить свою компетентность в вопросах воспитания, развития и оздоровления ваших детей. Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнет двери школа, и начнется новый период в их жизни. Они станут первоклассниками.
Это очень важное событие в жизни каждого ребенка и его родителей, радостное, но в тоже время волнительное. Что для Вас значит «Ребенок готов к школе?». Выяснить это нам поможет упражнение «Продолжите фразу»
- Сейчас мы с вами будем передавать по кругу букварь. Тот, у кого он окажется в руках, продолжает фразу: «Ребенок готов к школе, если…».
По завершению упражнения воспитатель проводит обобщение всех ответов родителей.
- А сейчас давайте послушаем ответы ваших детей на вопрос: «Зачем надо учиться в школе?»
Включается запись ответов детей. После прослушивания происходит обсуждение ответов.
Воспитатель: «Быть готовым к школе – это не значит уметь, читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л. А. Венгер
-Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но понятие «Готовность к школьному обучению» значительно шире.
Многие родители считают, что если их ребенок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учебе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребенка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребенка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребенок, который идет в первый класс, а также то, что должны знать родители.
Успех ребенка к школе зависит от: психологической готовности ребенка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные; развитие произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания; развития речи и фонематического слуха.
Существует психологическая готовность, состоящая из многих компонентов, это и мотивационная готовность - наличие у детей желания учиться; и
коммуникативная готовность - умение ребенка общаться; эмоционально-волевая готовность (умение слушать + умение слушаться); интеллектуальная готовность ( развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности). А так же
физическая готовность, куда входят:
• физиологическая зрелость
• физическая подготовка
• хорошее здоровье
• координация движений
• готовность организма ребенка к учебным нагрузкам
Для того чтобы выдержать нагрузку в течение урока и тем более, всего учебного дня, необходимы: выносливость, достаточная физическая подготовка. Следует уделить особое внимание здоровью ребенка.
Сегодня, получив эту информацию, вы примерно представляете, какую нагрузку выдерживает ваш ребенок. И какую нагрузку ему предстоит выдерживать. Зная особенности развития наших детей, педагоги ведут усиленную и плодотворную работу по коррекции нарушений, охране и укреплению их как физического, так и психического здоровья, внедряя и используя в своей деятельности научные разработки. В этом процессе задействованы такие специалисты, как педагог-психолог, учитель-логопед, физ. инструктор, музыкальный руководитель. Но создание атмосферы благополучия и успешности ребенка во многом зависит так же и от вашего вклада в укрепление его психического и физического здоровья, в профилактике и коррекции нарушений в развитии. Поэтому, сегодня, хотим познакомить вас на практике с использованием упражнений из кинезиологического комплекса, что является формой работы по укреплению и улучшению общего физического состояния детей, а также развития интеллекта через движения.
Что бы для вас информация стала понятной, предлагаю вашему вниманию презентацию по ведению данной работы в детском саду с нашими детьми.
Показ презентации на тему «Кинезиологические комплексы как средство коррекции нарушений и физического благополучия дошкольников с Общим Недоразвитием Речи».
Приложение 1
Слайд 1
«Кинезиологические комплексы как средство коррекции нарушений и физического благополучия дошкольников с ОНР»
Слайд 2
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.
«Движение может заменить лекарство,
но ни одно лекарство не заменит движения». Ж. Тассо.
В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентрации внимания и усидчивости от наших детей.
Как же поддержать познавательную активность ребёнка, тем более имеющего Общее недоразвитие речи, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая излишней информацией, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Для решения этих вопросов, мы решили обратиться к кинезиологии - перспективному научному направлению, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия
Слайд 3
ГИМНАСТИКА МОЗГА - КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА»
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.
Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, что благотворно сказывается как на интеллектуальном, так и на общем физическом здоровье ребенка. Способствует коррекции нарушений в развитии ребенка.
Слайд 4
Цель кинезиологии:
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности, улучшению физического состояния организма в целом.
Задачи:
-Развитие межполушарных связей.
-Синхронизации работы полушарий.
-Развитие общей и мелкой моторики.
-Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
-Развитие речи.
-Снятие эмоциональной напряженности.
-Создание положительного эмоционального настроя
-Снижение утомляемости
- Повышение работоспособности к произвольному контролю. Самый благоприятный период для развития межполушарных связей – дошкольный возраст.
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для всестороннего развития.
Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, используя кинезиологические упражнения. Под их в воздействием в организме ребенка происходят положительные комплексно-структурные изменения. Более того, разработанные комплексы помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга.
Слайд 5
Кинезиологический комплекс включает в себя:
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Комплекс кинезиологических упражнений мы применяем на утренней гимнастике, во время прогулки, например дыхательные упражнения, перекрестные движения, зрительную гимнастику, либо как динамическую паузу при образовательной деятельности.
Слайд 6
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Показ видеоролика с гимнастикой для глаз Гимнастика для глаз проводится как элемент динамической паузы при образовательной деятельности, где есть возможность использования либо таблиц, либо видеотренажеров.
Использование гимнастики для глаз можно так же проводить и на прогулке, во время выполнения утренней гимнастики на свежем воздухе, где можно проводить взглядом осенний листочек, полет бабочки, движение облачка, либо нарисовать в воздухе воображаемую геометрическую фигуру рукой и прослеживать за движением руки глазами, сочетая с движением языка.
Предлагаем посмотреть эпизод видеозаписи гимнастики для глаз с детьми
Слайд 7
Телесные (перекрестные движения) – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Показ видеоролика
Телесные (перекрестные) движения необходимо контролировать. Следить за правильностью выполнения, за согласованностью движений рук и ног, их разноименностью. На начальном этапе, дети испытывают затруднения, приходится использовать телесный контакт, т. е. взять левую руку ребенка и дотронуться ею до правой ноги и выполнить движение вместе с педагогом. Необходимо отработать их до автоматизма. Выполнение перекрестных движений развивают чувство ритма, облегчают разучивание танцев, так как многие из них являются элементами танцевальных движений. Улучшают ориентировку на собственном теле, в пространстве.
Сейчас просмотрим видеозапись физминутки с детьми.
Слайд 8
Самомассаж – воздействует на биологически активные точки
Показ видеоролика с самомассажем рук и ушей Такие формы, как самомассаж рук, ушных раковин хорошо помогают при организации детей к подготовке к какой либо деятельности, при выполнении режимных моментов (во время побудки после сна, во время физминутки).
Предлагаем вашему вниманию видеозапись проведения самомассажа с детьми
Слайд 9, 10
Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Используем также упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, которые вызывают у детей особый интерес и положительные эмоции: собирание счетных палочек пальцами одной и другой руки по очереди; симметричное рисование в воздухе предметов, зеркальное рисование, разукрашивание обеими руками одновременно или чередуя их.
Слайд 11
Упражнения на артикуляционный аппарат – развитие речевого аппарата. Немаловажную роль отводим выполнению артикуляционной гимнастики, которые способствует развитию речевого аппарата детей, активизации двигательных навыков языка, губ, щек, что влияет на правильную постановку звуков речи и их автоматизации, четкого произнесения в словах, фразах. Ее дети выполняют под руководством учителя-логопеда во время образовательной деятельности. А так же в режимных моментах, самостоятельной и совместной деятельности воспитателя с детьми. Привлекаем и родителей.
Кинезиологические упражнения часто предлагается детям в стихотворной форме. Используем и малые формы фольклора. Ритм стихов, потешек, попевок способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы). При их проговаривании идет автоматизация звуков, интонирование слов, фраз.
Слайд 12
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения Заключительной частью комплекса является релаксация, которая помогает переключать ребенка от одной деятельности к другой, плавно перейти от активной, двигательной, умственной на более спокойную, свободную
Слайд 13
Результативность использования кинезеологических комплексов с детьми нашей группы:
-снизилась тревожность, дети стали спокойнее и уравновешеннее;
-улучшились навыки самообслуживания;
-развивается устная речь;
-формируется логическое мышление;
-улучшаются коммуникативные навыки;
-улучшаются внимание, память, воображение. Проводя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с нашими детьми имеющими ОНР, с уверенностью можно сказать, что кинезиологические комплексы благотворно влияют не только на работу мозга, улучшение речевой стороны, но и благотворно сказываются на состоянии всего организма в целом., что помогает скорректировать имеющиеся нарушения или полностью избавиться от них.
Слайд 14 Спасибо за внимание!
Воспитатель: Просмотрев презентацию, вы наглядно убедились в пользе применения кинезиологических упражнений. Для достижения хороших результатов в развитии ребенка невозможно ограничиться только работой, проводимой в детском саду. Для этого мы стараемся привлекать и вас, как полноправных участников педагогического процесса. Используя различные формы, пытаемся донести до вас важность и значимость данной работы. Вот и сегодня, для того, что бы вы наилучшим образом прочувствовали все на себе, предлагаю опробовать некоторые виды упражнений из кинезиологического комплекса на практике.
Воспитатель: Предлагаю начать с дыхательной гимнастики, так как умение правильно дышать и регулировать свое дыхание помогает улучшить кровообращение, поступлению кислорода в кровь, в головной мозг. А так же способствует умению саморегуляции и стабилизации психического состояния.
Проводится практическое обучение выполнения дыхательной гимнастики, упражнение «Свеча», «Водолазы».
Воспитатель: Следующее упражнение для глаз, которое помогает и поможет вам расслабить глазное дно, тренируя глазной хрусталик. Для этого необходимо встать, выставив правую руку вперед, зажать ее в кулак, выставив большой палец, как бы показывая «ОК». Фиксируем взгляд на ногте большого пальца и выполняем круговые движения рукой, от плеча. При этом необходимо высунуть язык и так же выполнять им круговые движения. Старайтесь согласовывать движения руки, глаз и языка. То же самое проделываем с левой рукой, в другую сторону. Мы заставляем работать оба полушария нашего головного мозга, создавая прочные нейронные связи между ними.
Воспитатель: Часто, родители, забегая вперед, хотят научить ребенка не только читать, но и писать. И, как правило, делают это не совсем правильно. Не пытайтесь учить вашего ребенка писать прописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить кисти руки, которой будет писать ребенок, различными упражнениями:
- раскрашивание;
- вырезывание;
- штриховка;
- лепка;
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- завязывание и развязывание;
- перекладывание мелких игрушек;
- закручивание и раскручивание гаек;
- перебирание крупы;
- мозаика.
- Я хочу предложить вам игры со счетными палочками, которые помогут развить не только мелкую моторику рук вашего ребенка, но и его память, внимание, наблюдательность, воображение, а также познакомят его с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. В этих играх вашими помощниками станут не только обыкновенные счетные палочки, но и карандаши, спички или соломинки. Ребенку предлагаются рисунки и простейшие геометрические фигуры, которые ему нужно выложить из палочек на равной поверхности. В процессе игры необходимо пояснить, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т. п., пусть ребенок пофантазирует и придумает свою картинку. Когда ребенок уже запомнил ту или иную геометрическую фигуру, можно предлагать ему задание такого типа:
- Верно ли, что та фигура, которую я сложила, называется треугольник?
- Сравни рисунок в книге и рисунок на столе: все ли правильно?
Но затем выполнение этих заданий можно и нужно усложнить, выполняя их определенным способом, опять же использую кинезиологию.
Что бы моторика детей была более точной, уверенной, ее необходимо тренировать. Как правило, мы всегда действуем одной рукой, ведущей. И всегда забываем, что у нас есть еще одна, которая так же может успешно действовать и помогать нам. Предлагаю сейчас на листках бумаги написать свое имя ведущей рукой. Затем проделать тоже самое - другой рукой. Расскажите, что вы почувствовали?
Родители выполняют упражнение, прописывая фразу или свои имя, отчество не ведущей рукой (левой).
Воспитатель: Что Вы почувствовали? (затруднения, неловкость).
- А все потому, что не ведущая рука, как правило, у нас не задействуется и соответственно становится ленивой и не послушной. Мелкие движения выполняются с трудом. А ведь на ней, так же как и на ведущей руке находится множество точек и окончаний, которые посылают сигналы в головной мозг, ведь издавна известно связь пальцев рук и головным мозгов. Недаром говорят, насколько быстро двигаются пальцы рук, настолько быстро человек мыслит. Значит, нам необходимо развивать умение действовать обеими руками, тем самым заставляя работать оба полушария, тем самым делая нас умнее и сообразительнее, быстрее реагирующих на изменения и принятие решений. Предлагаю активизировать наши биологические точки с помощью самомассажа рук и некоторых игровых перекрестных упражнений на развитие моторики рук.
Для разминки проводятся самомассаж рук, перекрестные пальчиковые игры «Змейка», «Замок», «Лесенка».
Воспитатель: А теперь попробуем разукрасить картинку цветными карандашами двумя руками одновременно и выложить картинку из счетных палочек, проверим, как улучшилась наша моторика и восприятие.
Родителям предлагаются разукрашки, цветные карандаши, а так же образец постройки фигуры из счетных палочек. Звучит спокойная, релаксирующая музыка.
Воспитатель: Расскажите о своих ощущениях? Испытывали ли вы затруднения при выполнении? Легко ли вам дались эти упражнения? А теперь попробуйте снова написать свое имя не ведущей рукой. Что произошло?
Родители : Было трудно, хотелось работать только одной рукой, все время приходилось помнить, что нужно работать двумя руками. После небольшой тренировки написать имя не ведущей рукой стало легче.
Воспитатель: Вы на практике убедились, как нелегко согласовывать и задействовать одновременно движения различных частей тела, мысли и движения. Систематическая работа по данному направлению работы дает хорошие результаты. А что бы наши дети достигли их, как можно раньше, используйте их дома, в совместной деятельности. Вам в помощь я приготовила памятки, где расписаны и слова и движения упражнений из кинезиологических комплексов, стихотворный самомассажа рук и ушных раковин.
-Так же эту или дополнительную информацию вы можете получить от меня в электронном виде, на электронный носитель, либо на свою электронную почту. Чаще заглядывайте на сайт нашей группы «Ромашка - символ семьи», где периодически выкладываются фотоотчеты по ведению развивающей, корректирующей работы с использованием кинезиологических упражнений. Разработанные комплексы так же находятся на нашем информационном стенде в родительском уголке.
Воспитатель: Для того, что бы понять, насколько вам сегодняшнее мероприятие было актуальным и интересным, прошу оценить его, используя цветные фишки, которые находятся на столе. Если вам сегодняшняя информация показалась полезной и нужной - выберете красный кружок. Если нет - желтый. Положите их в тарелочки, соответствующего цвета. До новых встреч. Будьте здоровы!
Воспитатель рекомендует родителям ознакомиться со следующими книгами:
1. Матвеева Л., Выбойшик Н., Мякушкин Д. «Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке» М, 1997.
2. Виноградова Н. Ф., Журова Л. Е. «Готов ли ваш ребенок к школе?» Советы педагога и психолога: Книга для родителей /под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1992.
3. Сиротюк А. Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание. 2005. №1.