Наталья Шутова
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.
Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающем мире, развивает умения чувствовать художественную форму, ритм, помогает детям овладеть родным языком. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор. Он играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Устное народное творчество является одним из старейших и наиболее доступных видов культурного наследия человечества. Песенки, сказки, загадки, потешки, пестушки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, поговорки, заклички – все это устное народное творчество, которое передается из поколения в поколение. Исследования показывают, что оно оказывает значительное влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Четвертый год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с
миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр.
Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия.
Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Пение народных песен и разучивание рифмовок также способствуют развитию речи у детей. Такие детские песни часто содержат повторяющиеся структуры и ритмические элементы, что помогает детям запоминать слова и фразы. Они учатся выполнять интонационные модели, а также различать звуковые и ритмические особенности языка.
Первый и, пожалуй, самый важный аспект влияния устного народного творчества на развитие речи детей – это обогащение их активного словаря. Через песни, сказки и считалки ребенок узнает новые слова, фразы и выражения, расширяет свой словарный запас. В процессе эмоционального восприятия текстов устного народного творчества, дети не только запоминают новые слова, но и учатся их правильно произносить, что положительно сказывается на развитии их речевых навыков.
Второй аспект заключается в формировании у детей умения работать с различными жанрами устного народного творчества. Разнообразие стилей и форм передачи информации в песнях, сказках и считалках помогает развивать у детей эстетическое восприятие мира, способность адекватно интерпретировать разные тексты, а также способность самостоятельно сочинять и рассказывать свои собственные истории. В результате этого процесса у детей формируется логическое мышление, воображение и креативность.
Третий аспект заключается в развитии коммуникативных навыков у детей. Песни, потешки или считалки, исполняемые вместе с другими детьми или взрослыми, способствуют социальной активности, умению слушать и высказывать свои мысли, а также совместному решению задач. Такие занятия помогают развивать навыки взаимодействия с окружающими, обогащает опыт общения и стимулирует развитие речевой активности.
Пение народных песен и разучивание рифмовок также способствуют развитию речи у детей. Такие детские песни часто содержат повторяющиеся структуры и ритмические элементы, что помогает детям запоминать слова и фразы. Они учатся выполнять интонационные модели, а также различать звуковые и ритмические особенности языка.
Устное народное творчество имеет огромный потенциал для развития речи младшего дошкольного возраста. Оно способствует формированию языковых и коммуникативных навыков, развитию моторики речи, лексическому и грамматическому богатству речи, а также активизирует процесс мышления. Работа с устным народным творчеством дает детям возможность раскрыть свой творческий потенциал, развить фантазию и воображение, а также овладеть грамотной речью.
В практике дошкольного образования можно наблюдать такую картину: при ознакомлении дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок. Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора. Данное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами фольклора. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Например, используя в своей речи пословицы и поговорки (краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, открывающие детям правила поведения, моральные нормы, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивают свою речь. Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи. С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников. С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре через устное народное творчество следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи. Это позволяет расширить словарный запас, развить эстетическое восприятие, формировать коммуникативные навыки, а также стимулирует развитие логического мышления, воображения и креативности. Поэтому, включение устного народного творчества в образовательный процесс для детей этого возраста является не только полезным, но и неотъемлемым компонентом их общего развития.
Список литературы.
1. Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». М., «Детство-Пресс», 2014.
2. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду», М., «Сфера», 2009.
3. Бойчук И. А. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». М., «Детство-Пресс», 2004.
4. Тарабарина Т. Е. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки», М., «Детство-Пресс», 2004.
5. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи для детей младшего возраста». М, «Сфера», 2012.