Дрындина Екатерина Николаевна
Влияние театрализованной деятельности и драматизации русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние театрализованной деятельности (драматизация русских народных сказок) на развитие связной речи дошкольников «
Автор: Дрындина Екатерина Николаевна,
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Сказка» г. Нефтегорска Самарской области
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.
Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.
Видами драматизации являются:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре “артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как “сценарист и режиссер”, управляет “артистами”. “Озвучивая” героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру “дикторским” текстом. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, теневой театр, театр на фланелеграфе, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду сводится к тому, что педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому. При этом во время занятий педагогу необходимо: внимательно выслушивать ответы и предложения детей; если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем; при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше; в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Одним из самых популярных жанров для драматизации в театральной деятельности у дошкольников является сказка.
Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.
Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Большинство авторов направления ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) совершено справедливо утверждают следующее:
• существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке-дурачку и т. п. ;
• сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;
• сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;
• с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, Л. Б. Фесюковой разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать.
Название сказки
Нравственный урок.
Воспитание добрых чувств.
Речевая зарядка.
Развитие мышления и воображения.
Сказка и математика.
Сказка и экология.
Сказка развивает руки.
Вполне понятно, что предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений.. [25; 10]
В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.
В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:
учит детей сравнивать, сопоставлять;
формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
Особое внимание уделяется на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Малышам предлагается впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
Л. Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи [29, 310].
Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др., умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.
Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л. Б. Фесюкова предлагает использовать следующие приемы:
• - срифмовать два слова (кузнец - удалец, а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
• - составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» [29, 312].
Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения, по мнению Л. Б. Фесюковой, это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще срочную. И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии.
До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, Л. Б. Фесюкова предлагает к произведению подбирать фразеологизмы и пословицы и вместе с детьми обсуждать смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.
Важным, по мнению Л. Б. Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же время смешное слово;
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука, а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);
- объяснить этимологию слова;
- произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его [29, 319-320].
Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Обученный владению «волшебной палочкой» дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения - «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом).
Таким образом, сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст] - М. : Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. [Текст]– М. :Мозаика – Синтез, 1999 – 272с.
3. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. [Текст]– М. : ООО «Издательство АТС», 2020г. - 234с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. [Текст]– М. : «Педагогика», 1983.- Т. 2. - 340 с.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. [Текст]–СПб. :СОЮЗ, 1997-224с.
6. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. [Текст]– М. :Знание, 1998.-94с.
7. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. [Текст]– М. ,2021
8. Береговая Л. Б. Сказка в жизни ребенка. [Текст]– С. -Пб,2018г. – 76с
9. Гурович Л. М., Ребёнок и книга. [Текст]– Изд. «Акцидент». – 2017г. – 274с.
10. Елкина Н. В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. :Автореф. Дисс [Текст]– М,2019г. – 144с.
11. Ермилова Н. В. Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста. [Текст]– М, 2019г. – 186с.
12. Иванова Э. И. Расскажи мне сказку. [Текст]– М. :Изд. «Просвещение», 2019г. – 151с.
13. Лурия А. Р. Язык и сознание/Под ред. Е. Д. Хомской. [Текст]– М. : Издательство МГУ, 2018. – 336с.
14. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. [Текст]– М. :Издательский центр «Академия», 2019. -560с.
15. Любина, Г. А. Детская речь: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г. А. Любина. [Текст]– Минск: Научно-методич. центр учеб. кн. и средств обучения, 2020. – 224 с.
16. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. [Текст]– М. :Педагогика, 2015. -208с.
17. Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред. Т. Н. Ушаковой. [Текст]– М. :Наука, 1985. – 240 с.
18. Пропп В. Я. Русская сказка. [Текст]– М. : Изд. «Лабиринт», 2020. - 416 с.
19. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр. / Под ред. Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. [Текст]– М. 2017. – 120с.
20. Расскажи мне сказку/Сост. Э. И. Иванова. [Текст]– М. : Изд. «Просвещение», 1993. -464 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст]– СПб. : Изд. «Питер», 1998. - 453 с.
22. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. [Текст]– М. :Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
23. Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю. А. Лебедев. - М. :Изд. «Просвещение», 2021. - 235 с.
24. Старжинская, Н. С. Учим детей рассказывать / Н. С. Старжинская, Д. М. Дубинина, Е. С. Белько. [Текст]– Минск, 2021.–144 с.
25. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. [Текст]– М. : ВЛАДОС, 2018. – 288 с.
26. Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. //Дошкольное воспитание. [Текст]– 2019, №1. – с. 34.
27. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. [Текст] – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2021-240с.
28. Флёрина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. /Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. [Текст]– М. : Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
29. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. [Текст]– М. : ООО «Издательство ACT», 2020. - 464 с.
30. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. /Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. [Текст]– М. :Издательский центр «Академия», 2019. -560с.