Виктория
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных способностей детей 4–5 лет со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся языку общения, взаимопомощи, взаимопониманию, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Публикация «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных способностей детей 4–5 лет со сверстниками» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Актуальность исследования обусловлена содержанием игровой и коммуникативной деятельности дошкольников в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которая направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и овладение детьми конструктивными способами и взаимодействиями с окружающими людьми через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками.
В детском саду всё чаще сталкиваются с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Считается, причина – в чрезмерной «интеллектуализации» воспитания, «технологизации» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер.
Отсутствие положительного опыта общения приводит к возникновению у дошкольников негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, разговаривая, соблюдать этикет, слушать партнера. Не умеют, потому что их не научили в свое время родители.
И педагоги, призваны решить данную проблему, организуя коммуникативную деятельность с детьми, которая обогащает и преобразует их коммуникативные потребности.
Рассматривая вопрос о роли влияния сюжетно-ролевой игры на коммуникативные способности, необходимо узнать, что же это такое.
Коммуникативные способности - это индивидуальные психологические способности личности проявляющиеся в процессе общения, установления и развития контактов и связей между людьми. По мнению А. П. Назаретяна коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Современные исследования коммуникативных способностей детей основаны на теории Г. С. Васильева, в соответствии с которой «коммуникативные способности являются частью структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление».
Вопросы изучения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста раскрыты в работах Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, B.В. Серикова, В. А. Сухомлинского и др. Основной вид деятельности детей среднего дошкольного возраста является игра. В процессе игры дети учатся общаться, сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. В игре формируются все стороны личности дошкольника, моделируются формы поведения ребенка, происходят значительные изменения в психике, которые подготавливают детей среднего дошкольного возраста на переход новой, более высокой стадии развития.
Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. К 4-5 годам у детей снова существенно меняется отношение к сверстникам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте, не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. К 5 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто средние дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия сверстников свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. Родители, конечно же, должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям.
Таким образом, у ребёнка пяти лет преобладает - ситуативно-деловая форма общение. Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки. Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т. п. Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения.
Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны : тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Для того чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству сюжетно-ролевая игра? Конечно, при организации игры и в ходе её от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Действуя, как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли. Невозможно представить себе ребенка, который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и действовал бы только в умственном плане - в представлении и воображении.
Развивающее значение игры многообразно. В сюжетно-ролевой игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Но мы ограничимся рассмотрением лишь того значения, которое игра имеет для умственного развития. С этой точки зрения наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире взрослых и складывающиеся под влиянием ее умственные способности. В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей.
Таким образом, одной из главных составляющих личностного развития человека является коммуникативная деятельность. Обладая коммуникативными способностями, дошкольник может грамотно организовывать взаимодействие с окружающими его людьми, адекватно выражать свои эмоции и симпатию, найти себя в коллективе сверстников.
Основной вид деятельности детей среднего дошкольного возраста является игра. В процессе сюжетно-ролевой игры сверстники учатся общаться, сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. В игре формируются все стороны личности дошкольника, моделируются формы поведения ребенка, происходят значительные изменения в психике, которые подготавливают детей среднего дошкольного возраста на переход новой, более высокой стадии развития.
В среднем дошкольном возрасте дети приобретают игровой опыт, который способствует активному интересу к взаимодействию со сверстниками. У сверстников 4-5 лет совершенствуются умения планировать свои действия, воплощать определенный замысел, который включает в себя не только представление о цели, но и способах ее достижения.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : официальный текст– М. : Центр педагогического образования, 2014.
2. Васильев, Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов [Текст] : Автореф. дис. канд. психол. наук: 19. 00. 05 / Г. С. Васильев. М. : АН СССР. Ин-т психологии, 1997. - 21 с.
3. Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] : Материалы к курсу лекций / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова. - Москва: Изд-во МГУ, 1978. - 118 с.
4. Назаретян, А. П. Психология массового поведения: толпа, слухи, и полит. и реклам. кампании [Текст] : учеб. Пособие для студентов/А. П. Назаретян. - М. : Наука, 2006. - 236 с.
5. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] : (Материалы Симпозиума) / Ин-т дошкольного воспитания АПН РСФСР; Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – Москва: Просвещение, 1966- 53с.
6. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] : учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Изд. центр «Академия», 1998. – 304с.