Ирина Геннадьевна Бобарыкина
Влияние социально-психологических проблем в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, на субъективное самочувствие родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Отечественные авторы изучали тревожность в разных ее проявлениях, исследуя матерей детей с ОВЗ. Это такие исследователи как М. Н. Гуслова, И. А. Солнцева Л. М. Шипицына, Е. В. Михайлова Н. А. Шаронова, Л. М. Колпакова, В. М. Сорокин.
Анализируя их исследования, видно, что повышенный уровень ситуативной и личностной тревожности у родителей обусловлен степенью тяжести дефекта ребенка.
Близкий взрослый оказывает непосредственное влияние также на формирование тревожности у ребенка, поскольку тревожность как черта личности формируется в онтогенезе.
Публикация «Влияние социально-психологических проблем в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, на субъективное самочувствие родителей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Появление первичной тревоги у ребенка связано с беспокойным состоянием родителя, транслируемое им при взаимодействии с ребенком.
Психоэмоциональное напряжение, которое длительно сохраняется, формирует особую модель семейных взаимоотношений, окрашенных телесными проявлениями тревоги и у ребенка также формируется повышенный уровень тревожности, что негативно влияет на его дальнейшее развитие и социализацию.
Члены семьи сталкиваются с препятствиями в удовлетворении существенных потребностей, в связи с чем представители системного семейного подхода считают их тревожность семейно обусловленной.
Вследствие повышенного уровня родительской тревожности происходит нарушение процесса адаптации к изменениям окружающей среды в укладе жизни с ребенком с ОВЗ.
Наличие тревоги у отца или матери свидетельствует также о наступлении личностного кризиса, возрастании напряжения и внутренних конфликтах неудовлетворенности в существующих обстоятельствах, семейных отношениях, профессиональной деятельности.
При наступлении кризиса у родителей повышается чувство эмоционального дискомфорта, тревожность усиливается, возникают страхи, наблюдается снижение удовлетворения потребностей членов семьи, усиление конфликтов между членами семьи и ослабление сплоченности.
В дисфункциональных семьях постоянно присутствуют стрессоры, которые проявляются в фиксированных патологических паттернах реагирования, передающихся от одного поколения к другому и приводят к возникновению дополнительных дисфункций в семейной системе.
Семейная система может нарушаться как при возникновении объективно трудной жизненной ситуации, так и в ситуации, воспринимаемой членами семьи как непреодолимая.
Исследователи, изучающие трудные жизненные ситуации, с которыми сталкивается семья особого ребенка, классифицируют их по силе и длительности стрессового воздействия а так же направленности стрессового воздействия.
Стрессовые факторы отражают сложные, запутанные отношения с образовательными, медицинскими учреждениями, конфликты с коллегами на работе, знакомыми, соседями.
Модель семейного кризиса Р. Хилла объясняет неодинаковую устойчивость семейных систем в преодолении трудной жизненной ситуации.
Согласно данной модели преодоление семейного кризиса зависит от стрессора, семейных ресурсов и субъективного восприятия стрессора членами семьи.
Трудная жизненная ситуация предъявляет к членам семьи новые требования, а изменения, вызываемые стрессором, могут нести угрозу семейным взаимоотношениям, границам и ценностям.
Представление членов семьи о тяжести стрессора зависит от восприятия семьей негативного события, представления о его значительности и наличия семейного опыта преодоления сложных кризисных ситуаций.
Семьи, сталкивающиеся с трудными жизненными ситуациями,
справляются со стрессом по-разному: одни преодолевают кризис за счет использования семейных ресурсов, у других происходит нарастание нарушений в жизнедеятельности семьи, что отражается на благополучии семейной жизни.
Имеющиеся семейные ресурсы способствуют благополучному преодолению кризиса, вызванного стрессором.
Семейные ресурсы, это гибкость и сплоченность семейной системы, четкость в формулировках ожиданий друг к другу, реалистичность восприятия и представлений об окружающей среде.
Зачастую родители ребенка с ОВЗ на протяжении всего этапа его взросления встречаются с жизненными ситуациями, превышающими их реальные возможности.
Поэтому, при возникновении трудной жизненной ситуации родителям «особого» ребенка нужна помощь в разработке эффективных механизмов преодоления стрессового воздействия, которые помогут им преодолевать бесконечную череду семейных и личностных кризисов, начиная с тяжелейшего кризиса адаптации к нарушению ребенка.
В литературных источниках также достаточно противоречивых сведений, касающиеся позитивного или негативного влияния нарушения ребенка на семью.
В исследованиях семей, воспитывающих ребенка с ограниченными воз-
возможностями здоровья, выявлено, что у родителей зачастую имеются трудности в принятии решений с ориентацией на собственные ценности.
Поэтому возможно нарастание эмоционального напряжения и истощения вследствие чувства несвободы, приводящее к ограничению в реализации жизненных целей, ориентированных на внутренние ценности и смыслы.
Выводы:
1. Личностный кризис родителя затрагивает всю семейную систему, поскольку влияет на отношения между супругами, родителя с ребенком и близкими родственниками.
2. Последствия кризиса отражаются на формировании типа привязанности родителя к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействии между ними.
3. Длительное стрессовое воздействие может привести как к деформации родителя на личностном уровне (повышение тревоги, потеря контроля над собой, появление апатии, утомляемости, так и способствовать появлению дисфункций на уровне семейной системы.