Лайла Офаридаева
Влияние сказок на развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникация занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка и является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы (внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности (игровой, трудовой, учебной).
Публикация «Влияние сказок на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время дошкольному возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно, так как именно дошкольный возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.
Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга, поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Из сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Через сказку у детей складываются более глубокие представления о мире.
Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста через художественное слово и знакомство со сказкой.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• развитие интереса детей к сказкам;
• формирование умения внимательно и заинтересованно слушать сказки;
•воспитание чувства сопереживания героям сказки, умение анализировать их поступки.
При знакомстве со сказками, используются следующие формы и методы с детьми: чтение, рассказывание, заучивание наизусть, обсуждение, беседа, знакомство с авторами произведений, художниками-иллюстраторами, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, театрализованные игры, игры-импровизации, ситуативный разговор, самостоятельная деятельность в книжном уголке, использование различных видов театров, тематические вечера.
Художественное слово, а в частности сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.
Таким образом, сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. У детей развиваются актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическая память, развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, умение общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, то есть улучшается детская коммуникативность в целом.