Елена Бездетко
Влияние синдрома дефицита внимания с гиперактивностью на речевое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Данная работа посвящена актуальной теме речевого развития
дошкольников и влияния на него синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. В
статье рассмотрены особенности детей с синдром гиперактивности, а также развитие компонентов речевой системы у детей с данной патологией.
Ключевые слова. Речевые нарушения, синдром дефицита внимания и гиперактивности,
Публикация «Влияние синдрома дефицита внимания с гиперактивностью на речевое развитие дошкольников» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
дошкольники, дошкольники с речевой патологией, поведенческие расстройства.
В последние годы распространенность речевых расстройств постоянно растет, что обусловливает интерес к этой патологии и заинтересованность специалистов различных профессий: медицинского, педагогического и психологического профилей [1]. При этом отмечается высокая коморбидность речевых нарушений с эмоциональными и поведенческими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (синдром двигательной
расторможенности, синдром гиперактивности, гипердинамический синдром) обширно освещается в научной литературе как одно из наиболее распространенных пограничных нейродетских поведенческих расстройств [3].
Согласно Е. Л. Григоренко, Т. М. Марютиной синдром дефицита внимания с
гиперактивностью представляет собой хроническое расстройство поведения в детском возрасте, среди клинических проявлений которого называются двигательное беспокойство,импульсивность, невозможность сконцентрироваться.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью обусловливается общими
нарушениями процессов самоконтроля и торможения на высшем уровне реакции психической деятельности. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это дисфункция центральной нервной системы. СДВГ характеризуется определенными 14 особенностями поведения и эмоциональной сферы, которые зачастую являются одной из основных причин социальной дезадаптации.
Причины СДВГ сложны и остаются недостаточно изученными, несмотря на большое количество исследований. В качестве возможных факторов считаются биологические (наследственная предрасположенность, осложнения во время беременности, генетические (врожденные отклонения от нормы некоторых систем головного мозга) социальные (характер и склонности родителей, условия воспитания, материальное положение семьи, экологический (некачественные продукты питания, дефицит минералов и витаминов).
Согласно российской классификации медицинских болезней МКБ - 10, синдром гиперактивности имеет другие симптомы: рассеянность, повышенная возбудимость, импульсивность моторных и вербальных реакций. У детей данной группы, наряду с такими типичными проявлениями синдрома встречаются и речевые нарушения.
Наличие расстройства речевого развития у детей с СДВГ в значительной степени способно усугублять их дезаптацию, ограничивая коммуникацию и развитие.
Нарушения речи у детей с проявлениями СДВГ представлены недостаточностью развития моторной функции артикуляционного аппарата, брадилалией, тахилалией, нарушением голоса и речевого дыхания, нарушением звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченностью словаря и синтаксиса, недостаточностью семантики,
заиканием.
Речевые расстройства : неумеренность речи, снижение плавности, речь менее логичная, менее связная и организованная; задержка развития внутренней речи; снижение способности к грамматически правильному речевому поведению.
Из - за снижения плавности и организованности речи, отвлекаемости у детей с СДВГ наблюдаются нарушения в звукопроизношении. Низкий уровень развития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова, что ведет к нарушению фонематических процессов.
Остро стоит проблема формирования грамматического строя речи у данных
воспитанников. Проблемы усвоения грамматического строя речи во многом объясняются особенностями нервнопсихической деятельности: нарушение когнитивной системы контроля и поддержания информации в рабочей памяти.
Формирование грамматического строя речи у обучающихся с СДВГ осуществляется с определенными трудностями, которые обусловлены особенностями психофизического развития [2]. Быстрая утомляемость, низкая концентрация внимания, прокрастинация и импульсивность, а также низкий уровень самоконтроля затрудняют овладение грамматическим строем речи обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Нарушения фонематических процессов нередко служат причиной проявления
вторичного дефекта, который проявляется в специфических нарушениях чтения и письма.
Характер расстройств письма и чтения обнаруживает недоразвитие зрительных, слуховых и моторных функций в различных сочетаниях: чаще всех трех, реже двух, но иногда одной.
Отставание развития зрительной функции ведет к сложностям воспроизведения и запоминания графического образа букв и цифр. Неполноценность пространственной ориентировки и конструктивной деятельности приводит к тому, что такие дети с трудом ориентируется в пространстве тетрадного листа.
Учащиеся первых классов с СДВГ с трудом научаются обозначать границы
предложений. Это вызвано трудностями распределения внимания между технической стороной письма и необходимостью выделять законченную мысль и правильно оформить ее на письме.
Такие дети часто при письме нарушают звукобуквенную структуру слова (пропуски и замены букв). Это объясняются как недоразвитием устной речи, так и регуляторными трудностями – слабость произвольного внимания одинаково отражается на распознавании
акустических или артикуляционных признаков звуков, актуализации зрительных образов буквы и слова. перактивностью [1].
Таким образом, синдром дефицита внимания с гиперактивностью влияет не только на эмоционально - волевую и поведенческую сферу детей, но и речевую, что проявляется в виде нарушения артикуляционной моторики, фонематического недоразвития, лексико -грамматических нарушений, а также трудностей выражения смыслового компонента в речевом высказывании.
Список литературы
1. Заваденко, Н. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью : выбор
оптимальной продолжительности лекарственной терапии / Н. Н. Заводенко, Н. Ю.
Суворинова // Журн. неврол. и психиатр. им. С. С. Корсакова. - 2011. - №10. - С. 28 - 32.
2. Фесенко, Ю. А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и
гиперактивности у детей : учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, Е. В. Фесенко. — 2 - е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 250 с.
3. Чутко Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. / Л. С. Чутко. – СПб. : Хока, 2007. – 386 с.