Лунд Любовь Ильинична
Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
МАДОУ «Детский сад № 48», педагог-психолог Лунд Л. И.
Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Ведь именно в семье формируются все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна, но и необходимо отметить, что проблемы семейного воспитания становятся глобальными проблемами нашего общества. На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Отношение к ребенку, пожалуй, является самым важным. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Публикация «Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка» размещена в разделах
Сегодня мне бы хотелось обратить внимание и поговорить о семейном климате и его влиянии на развитие ребёнка. Невозможно изменить наследственность, не всегда удаётся поправить здоровье, материально – экономическое обеспечение непросто изменить. Речь пойдёт о другом. О том, как родители того не подозревая, могут нанести вред своему ребёнку. Семейное воспитание позволяет ребенку получить первые знания о том мире, в котором ему предстоит жить, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать в той или иной ситуации. Благодаря воспитанию в семье, малыш получает начальные навыки общения и взаимодействия в коллективе, пусть даже этот коллектив ограничен тремя членами семьи. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Каждый родитель желает своему ребенку счастливой жизни. На самом же деле, иногда не подозревая этого, «преподносят» своим детям неблагоприятный старт в жизнь.
Нередко родители обращаются ко мне, как к психологу, по поводу нарушения у ребёнка сна, плохого аппетита, возбудимости, наличию страхов. При выяснении причин такого расстройства часто кроются в разладе семейных отношений между отцом и матерью. Нарушения межличностного общения - одна из наиболее актуальных проблем семейного функционирования. Поэтому трудности общения и нарушение межличностной коммуникации в семье выделяются многими психотерапевтами в качестве причин супружеских конфликтов. Любая семья в процессе своей жизнедеятельности сталкивается с проблемными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов её членов. Эти противоречия нередко разрешаются в форме конфликтов. Если родителям не удаётся найти конструктивные способы его разрешения, то страдать будут дети. Насколько произойдёт душевная травма для ребёнка, зависит от его индивидуальности.
Как известно, психика ребёнка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и к себе самому формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, господствующий во взаимоотношениях супругов, имеет большое значение. Порой родители совершенно не дают себе отчёта в том, что их неумение, а порой, нежелание разрешать собственные проблемы непременно тяжелым бременем лягут на детские плечи. Это в свою очередь, приведёт к появлению в психике ребёнка, очагов патологических переживаний. Сила и глубина реакции зависит от возраста, опыта, полученного до этого в семье и в жизни, от характера, темперамента, воспитанности и чувствительности. К сожалению, родители забывают, а возможно, что и не понимают, что неокрепшая психика малышей, подростков подвержена стрессам. Детям важно чувствовать себя защищёнными в семье. Свою защищенность они могут почувствовать, если их отношения с родителями стабильны. Для ребенка поведение взрослых должно быть предсказуемым, только тогда он начинает верить в их надёжность и в защищенность его интересов.
Ощущение внешней нестабильности, чувство незащищённости среди близких людей – фактор, очень неблагоприятно сказывается на формирование детской психики. В подготовительной группе у девочки не складывались отношения со сверстниками. Выясняя причину такого поведения, беседовала с мамой, объясняя ей, что неумение общаться со сверстниками, скорее всего, из-за напряженных отношений матери с мужем. Мама уверяла, что внешне это никак не проявляется. Да, с мужем отношения не складываются, но мы стараемся, чтобы дочь об этом не знала. В этой ситуации движимый неразрешёнными внутренними противоречиями, обусловленными переживаниями по отношению к одним и тем же людям любви и неприязни одновременно, девочка перестала доверять не только родителям, но и всем, кто её окружал.
Детские впечатления такого рода создали предпосылки для дисгармоничного развития личности, осложнили её отношения со сверстниками. Действительно, многие родители полагают, что драма семейных отношений болезненно переживается ребёнком только тогда, когда он является свидетелем открытых столкновений супругов. На самом деле для ребёнка ничего не меняется, если при нём открыто не ссорятся, не бьют посуду, а нарочито сохраняют молчаливое спокойствие. Даже не понимая смысла того, что происходит в семье, ребё нок невольно впитывает эмоциональный настрой конфликта: он замечает холодность и отчуждённость родителей друг к другу, их безразличную вежливость друг к другу. Скрытая напряжённая, враждебная обстановка в семье – для детей зло не меньшее, чем открытые скандалы родителей, сопровождаемые взаимными оскорблениями. Вопросы, с которыми родители обращаются ко мне за консультацией, вопросы, которые беспокоят воспитателей, позволяют утверждать, что институт семьи продолжает разрушаться (много матерей воспитывающих детей без мужа, не у всех складываются отношения с родителями и т. д.) К сожалению, приходилось участвовать в судебном процессе, где родители отстаивали право проживания ребенка с одним из родителей. Каждый «тянул одеяло на себя», очерняя друг друга в присутствии ребенка. Что творилось в душе ребенка ни один, ни другой из родителей не замечал. А девочка на вопросы судьи отвечала боязливо, с прерывистым дыханием. На ребенка «взвалили» непосильную ношу.
Вскоре у ребёнка стали интенсивно выпадать волосы, только тогда мама, поняла, какой вред был нанесён дочери. Невдомёк, этим родителям, что ощущение внешней нестабильности, чувство незащищённости среди близких людей – фактор, очень неблагоприятно скажется на формировании детской психики. Он может привести к патологическим страхам, вечному напряжению, тяжёлым и даже кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками и к другим негативным последствиям, что в конечном итоге может сделать из ребёнка «душевного инвалида», человека, боящегося совершить какой-нибудь самостоятельный поступок.
Родителям необходимо помнить, даже если дети очень малы, они всё ровно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях, реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. В конфликтных семьях возможны ситуации, когда родители невольно переносят на детей своё эмоциональное отношение друг к другу. Чаще всего, подобное смешение конфликта наблюдается в тех случаях, когда конфликтная ситуация долгое время остаётся неразрешённой. Напряжение между родителями, сопровождающееся чувством раздражения, досады, враждебности выплёскивается на детей. Особенно часто это наблюдается тогда, когда ребёнок похож на кого-то из родителей либо внешностью, либо чертами характера. Тогда эмоциональное восприятие детей, оценка их поведения и поступков во многом обуславливаются отношением родителей друг к другу. Родители как бы перестают видеть своих детей такими, какие они есть. В их поступках, действиях каждый видит своего супруга – и не с лучшей стороны. Появляется косвенная возможность для взаимных претензий, обвинений, упрёков. Обращаясь с резкими замечаниями к ребёнку, родители апеллируют как бы, друг другу не принимая в нём нежелательные, это с их точки зрения, черты характера друг друга.
Таким образом, проявляя негативные чувства, друг к другу не прямо, а опосредованно, через ребёнка, вымещая на нём своё раздражение и враждебные чувства, родители тем самым уменьшают напряженность в своих отношениях. В таком случае конфликт между родителями, как таковой отсутствует, а для детей же, это ещё более психотравмирующая ситуация. Почему? Поскольку родители, создавая видимость, что воспитывают ребёнка, пытаются воспитывать друг друга, проявляя к ребёнку нетерпимость, максимализм, недоверие, аффект и физические наказания, то есть всё то, что неосознанно им хотелось бы выплеснуть на своего брачного партнёра. Ребёнок же, оказываясь в эпицентре неразрешённого родительского конфликта, испытывает душевное потрясение, невольно становится объектом эмоциональной разрядки родителей.
Знать бы, какие последствия семейных конфликтов ожидают детей в будущем, возможно поведение родителей, удалось бы изменить. Ведь возможно предотвратить и разрешить семейные конфликты. Каким образом? Как уже говорилось, разногласия в любой семье, какой бы она дружной не была, неизбежны, потому что в ней живут бок о бок люди с разными потребностями, взглядами, интересами, и, наконец, индивидуально-психологическими и личностными особенностями. Поэтому очень важно уметь находить оптимальные варианты разрешения возникших семейных трудностей, не ущемляя достоинств друг друга. Конечно, это не просто сделать, ведь каждая из сторон считает себя правым. Самым приемлемым выходом из конфликта – компромисс, то есть открытый поиск наиболее удобного и справедливого для обеих сторон решения. Здесь обязательны равенство прав и обязанностей, откровенность требований, взаимные уступки. Снять напряжение и найти оптимальное решение помогает соблюдение следующих условий разрешения конфликта: сужение «площадки» спора до минимума; управление отрицательными эмоциями; стремление и умение понять позицию друг друга; осознание того, что в ссоре почти всегда нет правых; умение и стремление супругов решать конфликт с позиции доброты; недопустимость «приклеивания» ярлыков друг другу. Традиционный вопрос «Кто виноват?» необходимо заменить другим: «Как нам быть?» Всегда помнить, что спор должен вестись во имя единения. Только тогда возможно будет избежать психотравмирующее воздействие на детей.
Литература
1. Гаврилова Т. П. учитель и семья школьника. М., 1988.
2. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.
3. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.
4. Целуйко В. М. Семейный конфликт и дети. Научно-практический журнал Психолог в детском саду. №1, 2007.