Дарья Мальцева
Влияние родительского авторитета на формирование личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.
Публикация «Влияние родительского авторитета на формирование личности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый труд отца и матери.
Слагаемые родительского авторитета - это поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу, взаимном уважении, возвышении личности каждого [13].
В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Отношения в семье требует взаимопонимания, ответственности, уважения умения организовать их на принципах равенства.
Цель работы - изучение влияния родительского авторитета на формирование личности ребенка дошкольного возраста
Задачи работы:
1) охарактеризовать виды родительского авторитета;
2) рассмотреть факторы, влияющие на формирование авторитета родителей;
3) изучить влияние родительского авторитета на формирование личности ребенка дошкольного возраста;
4) рассмотреть методики определения и формирования родительского авторитета у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – личность дошкольника.
Предмет исследования – процесс формирования личности ребенка до-школьного возраста в семье под влиянием родительского авторитета.
1.1 Родительский авторитет : виды и характеристика
В семье большую роль играет такая характеристика, как авторитет родителей и близких родственников и его влияние на ребенка.
Родители своим поведением, отношением к событиям, реакцией на них воспитывают ребенка. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь. все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями. Так представлял влияние родителей на детей А. С. Макаренко, активно возражавший против вербального (воспитание словами) семейного воспитания.
Истинный авторитет «зарабатывается» родителями, когда ребенок, по образному народному выражению, лежит еще поперек лавки. Некоторые родители могут возразить : Ребенок должен нас уважать уже за то, что мы его родители! Нет, не должен, осмелимся мы возразить. Уважение необходимо заслужить своим обликом, своими действиями, своим образом жизни. Гораздо легче заставить ребенка подчиняться. Легче, но не лучше! Он будет подчиняться, пока мал и не может дать отпор. А потом, когда вырастет, а родители состарятся и уже сами будут нуждаться в заботе и понимании, чем ответит такой задавленный в детстве ребенок? Он или будет, проклиная судьбу, «отдавать долг», или уйдет и не вспомнит о долге. Родители вместо авторитета проповедали авторитарность. А у него очень опасные результаты [9].
Корни родительского авторитета в самих родителях. Чем более разнообразная, насыщенная, честная, сознательная и нравственная жизнь родителей, тем больше возможностей влияния на ребенка. Таким образом, по отношению к детям родители должны быть на какой-то высоте, на высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления. Безусловно, это гораздо сложнее, чем просто приказывать и повелевать.
А. С. Макаренко обосновал систему ложных родительских авторитетов, влияющих на успешность воспитания ребенка в семье и во многом определяющих его социальный портрет.
Система ложных родительских авторитетов включает следующие виды [9].
Авторитет подавления. Это самый страшный авторитет, хотя и не самый вредный. Суть данного авторитета заключается в том, что в семье царствует отец, и его террор держит в страхе всю семью. Такой отец часто и по пустякам раздражается, сразу хватается за ремень. Авторитет подавления учит детей маневрировать, вызывает детскую ложь и человеческую трусость.
Авторитет расстояния. Есть такие родители, которые убеждены: чтобы дети их слушались, надо меньше с ними разговаривать, подальше от них держаться и выступать как начальство. Особенно такой вид ложного авторитета, свойствен некоторым интеллигентским семьям. Здесь отцы недоступны, у них отдельный кабинет, в который никому не дозволено входить. Детьми, как правило, занимается бабушка или домработница. Авторитет расстояния присущ в основном в нашем обществе семьям новой «элиты». Ребенок в подобных семьях растет в материальном достатке, чего не скажешь о достаточных эмоциональных взаимоотношениях с родителями. Как правило, он окружен чужих людей, выполняющих педагогические функции. Такому ребенку одиноко, и он ищет доступные способы удовлетворения своих потребностей в общении с близкими людьми. Но суррогатные отношения не восполняют той пустоты, которая рождается в его сердце. Результатом такого авторитета может стать и алкоголизм, и наркомания повзрослевшего сына или дочери.
Авторитет чванства. Это особый авторитет расстояния, но более вредный, поскольку такие родители пытаются возвыситься над обществом в целом и над своей семьей в частности. В семье постоянно обсуждаются заслуги такого родителя, его достоинства. К остальным людям родители относятся с высокомерием. Это рождает и в ребенке элементы высокомерного отношения к сверстникам. Или, наоборот, ребенок вырастает с твердым убеждением, что его отец (или мать) возвышаются над всеми людьми, причем этому возвышению способствуют не столько их личные заслуги, сколько та поза, в которой ребенок привык видеть своих родителей.
Авторитет педантизма. Это своеобразная бюрократическая родительская педагогика. Родители обращают внимание на своих детей гораздо больше, чем в предыдущих случаях, но делают это с большой долей бюрократизма. Они уверены, что каждое сказанное ими слово должно восприниматься детьми как неоспоримая истина. Свои распоряжения они стараются отдать холодным тоном, и они тут же превращаются в непреложные законы. Такой родитель в каждом движении ребенка видит нарушения. Он пристально следит за поведением, словом своего чада и постоянно готов к его притеснению. Если родителю что-то не нравится – кинокартина, друзья ребенка и прочее, то это явление, или действие, или человек объявляются несостоятельными, а подчас и вредными, и ребенку запрещается общаться, смотреть кинофильм, читать книгу и так далее.
Авторитет резонерства. Это самый нудный вид ложного авторитета. Родители буквально «заедают» ребенка своими нотациями, брюзжанием, поучениями, назиданиями. Им кажется, что именно в поучениях и назиданиях основная педагогическая мудрость, именно постоянные нотации могут принести хорошие воспитательные плоды. Это, как правило, угрюмые семьи, в них мало радости, улыбок, хорошего настроения. Родители, стремясь к совершенству, к непогрешимости, всячески стараются быть добродетельными в глазах своих детей.
Авторитет любви. Самый распространенный вид ложного родительского авторитета. В основе этого вида авторитета лежит убеждение родителей в том, что послушными дети могут быть лишь тогда, когда они любят своих родителей. Любовь детей к родителям – естественное чувство, на котором базируются ценности семьи. Но здесь происходит перенасыщение любовью. Родители на каждом шагу демонстрируют свои чувства. Это выражается и в постоянном сюсюканье, признаниях в любви. Ребенку некогда передохнуть. Если он не слушает родителей, те немедленно начинают сомневаться в его любви к ним. Они ревниво следят за выражением его лица, постоянно требуют ответных ласк и признаний. Это очень опасный вид ложного родительского авторитета, поскольку он учит детей лавировать, выбирая выгодное для себя «сотрудничество» с родителями. Дети видят, что от домочадцев можно добиться всего, если постоянно признаваться им в любви, демонстрировать свои нежные чувства. Это влияет на формирование ребенка в семье, который с малых лет понимает, что если подыгрывать людям, то можно получить максимум выгоды для себя.
Авторитет доброты. Детское послушание здесь тоже организуется через любовь, но выражается она в лишней мягкости, уступчивости и доброте родителей. Они все разрешают ребенку, им ничего для него не жалко. В таких семьях очень боятся конфликтов, и, предупреждая их, родители жертвуют ценными, радостными и искренними взаимоотношениями со своими детьми. Семейный мир имеет высокую цену, выраженную в воспитании ребенка эгоистом, считающим, что весь мир существует для него. Педагогический вред этого вида заключается в том, что ребенок, усваивая подобный тип родительского поведения, приобретает отрицательный опыт, и впоследствии он непременно скажется на взаимоотношениях родителей и детей.
Авторитет дружбы. Такой вид авторитета присущ, в основном, интеллигентным семьям. Дружба в подобных семьях достигает крайнего предела, поскольку родители не умеют правильно построить взаимоотношения с детьми, забывая, что сами они являются воспитателями, а дети - воспитанниками. В таких семьях нередки панибратские отношения, где дети называют родителей небрежно, потешаются над ними, грубо их обрывают, поучают на каждом шагу. Здесь царит педагогика «бессилия», которая приносит отрицательные плоды, поскольку дружба предполагает прежде всего наличие уважения друг к другу.
Авторитет подкупа. Это самый безнравственный вид родительского ложного авторитета, поскольку безоговорочное послушание покупается подарками и обещаниями. Действует прямой договор между родителями и детьми. Если будешь хорошо учиться, куплю то-то. Если будешь слушаться бабушку, сделаю то-то. Весьма распространенный вид авторитета в современных семьях с повышенным достатком. Родители, чрезмерно занятые собой и своими проблемами, просто откупаются от ребенка. В качестве подкупа могут выступать зарубежная поездка, деньги, дорогие безделушки и игрушки. Взрослея, ребенок повышает «ставки». Теперь родители уже откупаются с помощью дорогих мобильных телефонов, музыкальных центров, машин. Нетрудно догадаться, что подобная педагогика приучает ребенка использовать родительский кошелек, формирует бездушного потребителя.
Все девять приведенных видов объединяет одна характеристика - по сути, они все выражают авторитарную позицию родителей. Даже авторитет любви или подкупа. Авторитарность ведь тоже бывает разная. Она может быть открытой, несущей диктатуру взрослого, а может прятаться за маской либерализма. В этом случае взрослый постоянно апеллирует к мнению ребенка, особенно в присутствии друзей, своих или его. Но суть от этого не меняется. В основе авторитарности всегда лежит диктат, желание властвовать и подавлять. Ведь так заманчиво подавить любой росток свободы в своем ребенке, особенно когда он мал. Посудите сами, ведь гораздо легче запретить, чем объяснить, почему просьба ребенка не может быть выполнена сейчас. Необходимо объяснить, поскольку ребенок такой же, по сути, член вашей семьи, как и вы. Он еще не работает, но это временное состояние. Если в семье принято все обсуждать, то ребенок всегда поймет логичные объяснения родителей. Но, понятое дело, если бы взрослые это делали, то, наверное, тогда мы бы не называли их авторитарными родителями.
Педагогический опыт подсказывает, что построение родительского авторитета в семье задача вполне решаемая. Нужно только правильно выбрать приоритеты и помнить, что авторитарность в семье - это позиция «калифа на час». Ее плоды только поначалу кажутся сладкими, на самом деле их горечь проявится очень скоро и отразится на родителях, которые в угоду своему характеру или жизненным установкам выбрали авторитарность как способ общения со своими детьми. А вот родительский авторитет – это яркий маяк, свет которого в любой жизненный шторм будет освещать детям путь к семейному причалу.
Безусловно, владение знаниями о видах ложного авторитета убережет некоторых родителей от необдуманных действий. К тому же эти знания помогут подразделить авторитет и авторитарность и будут способствовать выбору правильной позиции взаимодействия со своими детьми. Только в таком случае можно надеяться на положительные результаты, которые не преминут сказаться на жизни всей семьи.
1.2 Факторы, влияющие на формирование авторитета родителей
Есть много условий, которые влияют на формирование авторитета у детей. Вот некоторые из них [8].
1. Личный пример родителей. Дети в младшем дошкольном и в младшем школьном возрасте повторяют за родителями. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. Положительное влияние примера усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект.
2. Уважительное отношение родителей к окружающим людям.
3. Проявление к ним внимания.
4. Потребность оказывать помощь. Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.
Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт - это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.
Такт родителей тесно связан с тактом детей - с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.
В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.
Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нрав-ственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия. На воспитание детей в семье влияют и внешние условия : культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.
Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.
Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пыт-ливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.
Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурногигиенические навыки, речь, деятельность общения.
1.3 Влияние родительского авторитета на развитие ребенка
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родитель-ского контроля : за поведением, занятиями, играми, его выбором друзей и т. д. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов [3] :
– родители регулярно указывают детям, что им делать;
– ребенок может высказать свое мнение, но, родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;
– ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;
– решение часто принимает сам ребенок;
– ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.
Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспита-ния, определяющего особенности отношений детей с родителями и его лич-ностное развитие.
Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятель-ность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть са-мостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одно-временно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ребенка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие кон-троля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль, за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками [15].
Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в дошкольном возрасте обычно утрачивается духовная близость.
Часто источником конфликта становится внешний вид ребенка. Родите-лей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А ребе-нок, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль.
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций [11] :
1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)
2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает ребенку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т. е. это должно стать результатом совместного решения.
Заключение
Авторитет родителей – самая важная составляющая при воспитании де-тей в семье. Он зависит от многих факторов и ситуаций в семье. Авторитет может быть ложным (авторитеты подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы и подкупа) и истинным.
Рассмотрены факторы, влияющие на формирование авторитета родите-лей. Изучить влияние родительского авторитета на формирование личности ребенка дошкольного возраста;
Так же были рассмотрены следующие методики формирования родительского авторитета :
1. Авторитарный (диктатура);
2. Попустительский (невмешательство);
3. Демократический (сотрудничество);
4. Гиперопека.
У каждого стиля есть свои особенности и последствия.
Авторитет родителей очень сильно влияет на воспитание ребёнка млад-шего дошкольного возраста.
Если родители хотят, чтобы их ребёнок был правильно воспитан, то они должны следить за своим поведением. Потому что в младшем возрасте ребёнок копирует поведение родителей. У них обоих должна быть одинаковая линия воспитания.
Список литературы
1. Азаров Ю. Г. Семейная педагогика. / Ю. Г. Азаров- М., 1989. 104с
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. / Л. И. Божович - М., 1995. – С. 98-106.
3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. /Ю. В. Василькова – М. : Академия, 2001. – 160 с.
4. Дрокина О. В. О Роли авторитета родителей в воспитании детей / О. В. Дрокина, Л. В. Перцева – Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития, 2015. - № 4(7). – С. 111-112.
5. Кондратьев М. Ю. Слагаемые авторитета / М. Ю. Кондратьев. – М. : Знание, 1988. – 170 с.
6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2 изд., испр. и доп. / Т. А. Куликова - М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
7. Магомаева Х. С. О родительском авторитете / Х. С. Магомаева – Мировая наука, 2019. - №5 (26). – С. 417-419.
8. Макаренко А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко – М. : Аб-рис/ОЛМА, 2019. – 256 с.
9. Макаренко А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. – М. : Издатель-ство политической литературы, 1990. – 416 с.
10. Мамнева В. А. Работа с родителями : Пособие для учителя. Из опыта работы. /В. А. Мамнева - М. : Просвещение, 1982. - 64 с.
11. Мустафаева Ф. А. Основы социальной педагогики / Ф. А. Мустафаева. - М., 2002. - 416 с.
12. Сапогова Е. Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7 лет. / Е. Е. Сапогова - М., 1986. – 146 с.
13. Серафимович И. В. Авторитет родителей : слагаемые успеха / И. В. Серафимов. – Дети Ярославии, 2018. - №5 – С. 21-22.
14. Ушинский К. Д. О воспитании чувств / К. Д. Ушинский. – М. : Учпедгиз, 1953. - 576с
15. Хазова Н. Д. Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kindergenii.ru/metodiki/avtoritet-roditeli.htm