Торопова Наталья Владимировна
Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, т. к. центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому, при нарушении речи, детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков.
Публикация «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
К области мелкой моторики относится множество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых зависит, например, почерк человека.
В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны и значимы. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Еще в 1928 году В. М. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук на развитие речи. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Работая над развитием мелкой моторикой рук у детей, я добилась определённых результатов. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Вместе с детьми раскладываю предметы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складываю из пуговиц или бусинок различные узоры. Учу ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендую разнообразные игры с мозаикой, кубиками, пазлами, различные виды конструктора, в том числе блоки Дьенеша и палочки Кьюзинера, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно провожу различные виды изобразительной деятельности, лепку, аппликацию, рисование на разные темы в зависимости от поставленных целей.
Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры) так и извилистые линии и силуэты.
Мелкую моторику рук развивают :
• Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;
• Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;
• Рисование карандашами (фломастерами, кистью, мелками);
• Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Огромную помощь ещё оказывают подвижные игры на воздухе ;
во первых - чем больше ребёнок двигается, тем лучше полушария обогащаются кислородом, а, следовательно, это благотворно влияет на все рецепторы головного мозга,
во вторых - во время игры дети разговаривают и тем самым обогащают свой словарный запас,
в третьих - в играх также закрепляются движения руками, т. е. укрепляется крупная моторика.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Стараюсь все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Важно родителям подсказать о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнется воздействие, тем лучше будет результат. Занятия должны вызывать у ребенка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект. Очень увлекают малыша упражнения, в которых он может тренировать мелкую моторику, одновременно помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
• Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире, очищать крутые яйца, мандарины.
• Разбирать расколотые орехи.
• Собирать с пола соринки, рассыпавшиеся по полу предметы.
• Помогать лепить из теста печенье, пироги.
• Открывать почтовый ящик ключом.
• Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки, зашнуровывать кроссовки.
• Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том, кто их размотал, лучше промолчать).
• Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
• Вешать белье, используя прищепки.
• Отвинчивать различные пробки от тюбиков, бутылок.
• Помогать перебирать крупу.
• Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
• Собирать на даче и в лесу ягоды.
• Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
• Вытирать пыль, ничего не упуская.
• Включать и выключать свет.
• Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
• Перелистывать страницы книги.
• Затачивать карандаши точилкой. Стирать нарисованное ластиком.
• Раскладывать ложки и вилки в ящик в свои ячейки.
• Закручивать гайки и болты разного размера.
Родители воспитанников нашей группы проявляют активность и заинтересованность в разностороннем развитии своих детей. Они своими руками сделали замечательный бизиборд.
Ребёнок от природы наделен огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут ему быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Литература:
1. Кольцова М. М., Рудина М. С. Ребенок учится говорить. СПб: САГА, 2002.
2. Играем, развиваемся, растем. / сост. Нищева Н. В. - СПб: Детство-Пресс, 2010.