Светлана Евтягина
Влияние психомоторики на развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Психомоторная гимнастика для дошкольников
___
Значение психомоторного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Работы в этой области вели такие известные психологи как А. Н. Леонтьев (1975, А. Р. Лурия (1973, Н. С. Лейтес (1971, 1980, П. С. Лефгафт (1952) и др.
Публикация «Влияние психомоторики на развитие дошкольников» размещена в разделах
Психомоторное развитие ребенка является основой для дальнейшего психического развития. Оно обеспечивает полноценное обучение в школе и формирование учебных навыков. В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребенка. Двигательное развитие ребенка в последующем становится основой для его когнитивного, социального и эмоционального развития.
У дошкольников наиболее быстро развивается грубая моторика. Развитие же мелкой моторики происходит медленнее, т. к. в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации.
Оказывается, что чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психическом развитии. Такой неудобный и доставляющий много хлопот, ребенок, более полноценно развивается.
Мероприятия по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, включают растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для лицевой группы мышц, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для релаксации. Рассмотрим подробнее каждый из видов упражнений.
1. Растяжки.
Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса – одна из самых важных задач коррекционно-развивающей работы. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития.
Гипотонус связан со снижением психической и двигательной активности, замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.
Гипертонус проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Из всех упражнений растяжки больше всего нравятся детям.
2. Дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и т. д.
Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Эффективны для коррекции поведения детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.
Когда дети сознательно контролируют дыхание, у них снимается эмоциональное напряжение, уменьшается чувство тревоги, они способны расслабиться.
Правила, которые нужно соблюдать при выполнении дыхательных упражнений:
• Научиться дышать животом, чтобы задействовать диафрагму;
• Упражнения должны проводиться в четыре фазы: выдох животом – пауза 2-3 с. – вдох животом – пауза 2-3 с. ;
• Заниматься следует не более 2-3 минут за один прием. Упражнения можно проводить несколько раз в день.
Сначала дыхательные упражнения могут показаться детям довольно сложными, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия, психическому развитию.
Во время дыхательных упражнений можно прослушивать музыку, “надувать” цветные шарики в животе, “вдыхать” солнечный свет и золотистую энергию и т. д.
Произнесение звуков при выдохе имеет различное функциональное значение. Так, пропевание звука “А-А-А” используется для снятия стрессов; “И-И-И” - для улучшения работы сердца.
3. Глазодвигательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения расширяют пространство зрительного восприятия. Движение глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления.
Эти упражнения тренируют мышцы, управляющие движением глаз, активируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости, повышают устойчивость вестибулярных реакций, способствуют улучшению координации движений глаз и головы, улучшают упругость век, стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение, предупреждают косоглазие, тренируют способность глаза фокусировать, усиливают координацию глаз, стимулируют сокращение и расслабление зрачков.
В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и мозгом.
4. Упражнения для лицевой группы мышц.
Большая часть двигательной коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, которые формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область – черную субстанцию, которая соединяет базальный ганглий с лобной долей мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.
В процессе таких упражнений у детей постоянно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата. Движения языка и губ становятся более точными.
5. Перекрестные телесные упражнения.
Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, повышает скорость мыслительной деятельности.
6. Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной долей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.
В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках пальцев”. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи, и следовательно, мышления будет затруднено.
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словестной речи ребенка начинается, когда движения его пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для дальнейшего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики к детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, с моторной алалией (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская, с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, с заиканием (Л. И. Белякова, Н. А. Рычкова). Все авторы подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, и особенно для развития речи.
Д. Кимура в своих исследованиях также показала, что существует тесная связь между речью и моторной деятельностью рук, а также артикуляционного аппарата.
Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики – кисти и пальцев рук.
Тренировать пальцы рук ребенка можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка отдельно, сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук следует проводить ежедневно по 2-3 минуты. С 10-тимесячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие.
Еще с древних времен, задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи люди придумывали и передавали из поколения в поколение народные потешки: “Сорока-белобока”, “Ладушки-ладушки” и т. д.
Очень важны регулярные занятия с пластилином или глиной, во время которых ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Так же интересен такой способ развития пальцев руки, как отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Кроме того рекомендуется нанизывание бусинок на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять 3-5 раз в медленном темпе сначала одной рукой, затем – другой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
7. Упражнения на релаксацию.
Релаксация может проводиться как вначале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.
Интеграция в теле является частью единого процесса. За ней следует интеграция в движении и в обсуждении. Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии.
Таким образом, регулярное выполнение психомоторной гимнастики с детьми дошкольного возраста формирует необходимые психические функции и навыки к обучению в школе.
В своей практике я использую комплекс игровых сеансов, которые разрабатываю, используя различные виды вышеперечисленных упражнений.
Пример игрового сеанса
Структура:
• Растяжки (5-6 минут)
• Дыхательные упражнения (2-3 минуты)
• Телесные упражнения (10 минут)
• Упражнения для развития мелкой моторики рук (10 минут)
• Упражнения для релаксации (10-15 минут)
Растяжки
“Струночка” И. п. – лежа на спине. Ребенку предлагается почувствовать под головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным, теплым, гладким, шершавым, ровным, бугристым и т. д. Затем инструктор берет одну руку ребенка и немного растягивает ее (другая рука лежит расслаблено, затем другую руку. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочередно растягиваются ноги.
“Кобра” И. п. – лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч; представить себя в виде кобры: медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и открывая рот; приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину (ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены); вернуться в и. п. и расслабиться, не задерживая дыхание.
“Звезда” И. п. – лежа на спине, затем – на животе. Это упражнение выполняется в позе “звезды”; изобразить своим телом “звезду”, слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки, аналогично предыдущей. Усложнение упражнения заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а затем левая рука и правая нога.
Дыхательные упражнения
Вдох: расслабить мышцы живота; начать вдох, “надувая” в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять); пауза (задержка дыхания). Выдох: втянуть живот как можно сильнее; пауза. Вдох: губы вытянуть трубочкой и с шумом “пить” воздух.
Вдох – пауза; выдох – пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки (А, О, У и др.) и их сочетания.
Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки – остальные пальцы смотрят вверх; для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое.
Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди; задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть; руки опустить вдоль тела.
Телесные упражнения
“Велосипед” И. п. – лежа на спине. Имитировать ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; то же – до одновременного колена; затем – снова до противоположного колена.
“Лодочка” И. п. – лежа на спине, затем на животе. Изогнувшись, приподнять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку.
“Перекрест” Сидя на полу, ноги вытянуть вперед и скрестить их. Сделать наклон вперед, пытаясь достать руками пальцы ног; наклонить голову. Вдыхать при подъеме тела, выдыхать при наклоне. Повторить упражнение трижды, меняя перекрестное положение ног.
Ползанье на четвереньках
- с одновременным выставлением вперед руки и ноги; голова поднята и неподвижна, лицо направлено вперед (усложнение – ускорение темпа);
- перекрестная ходьба (левая нога – правая рука; правая рука – левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом);
- перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом);
- односторонняя ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом).
“Перекрестное марширование” И. п. – стоя. На первом этапе шагать медленно, попеременно прикасаясь то правой, то левой рукой к противоположному колену (перекрестные движения). Инструктор на этапе усвоения отсчитывает 12 раз в медленном темпе.
На втором этапе шагать так же, но уже прикасаясь к одноименному колену (одностороннее движение) – 12 раз.
На третьем и пятом этапах – перекрестные движения, на четвертом односторонние. Обязательное условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.
Упражнения для развития межполушарного развития
“Кулак-ребро-ладонь” Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости пола; распрямленная ладонь на плоскости пола.
Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении предложить ребенку помогать себе командами (“кулак-ребро-ладонь”) вслух или “про себя”.
“Лезгинка” Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
“Ухо-нос” Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук “с точностью до наоборот”.
Пальчиковые упражнения
“Пароход” Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка.
Обе ладошки поставить на ребро; мизинцы прижать; большие пальчики поднять вверх.
“Очки” Бабушка очки надела и внучонка разглядела.
Большие пальчики правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, которые ребенок подносит к глазам.
“Цепочка” Пальчики перебираем и цепочку получаем.
Большой и указательный пальчики левой руки сложить в колечко. Через него попеременно пропускать колечки из пальчиков правой руки: большой-указательный, большой-средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики.
“Шарик” Надуваем быстро шарик – он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук – в “щепотке ” и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них – при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит”, и пальчики принимают исходное положение.
Релаксация
“Огонь и лед” Попеременное напряжение и расслабление всего тела. И. п. – лежа. По команде “Огонь!” дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде “Лед!” дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
“Пляж” И. п. – лежа на спине. Инструктор: Закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке. Ласково светит и пригревает солнышко. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу, почувствуйте позу, в которой лежите. Удобно ли вам? Попробуйте изменить свою позу так, чтобы было максимально удобно, чтобы вы максимально расслабились. Представьте себя целиком и запомните возникший образ. Затем потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.
Литература
1. Аверин В. А. Психология развития ребенка. Конспект лекций. – СПб., 2000.
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры. – М., 1999
3. Выготский Л. С. избранные психологические исследования. – М., 1956.
4. Гарбузов В. И. нервные и трудные дети. – СПб., 2005.
5. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. – М., 1995.
6. Дудьев В. П. Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. – 1999. - № 4.
7. Зуев В. И. Волшебная сила растяжки. – Ь., 1993.
8. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
9. Лейтес Н. С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Р. Динамическая сторона психической активности мозга / Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. – М., 1980.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
11. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.
12. Светова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук. – М., 2004.
13. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
14. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М., АРКТИ, 2009.
15. Ханнафорд К. Мудрое движение. – М., 2000.