Марина Росланова
Влияние плавания на физическое развитие детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Плавание - одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка. Оно содействует разностороннему физическому развитию и стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Систематические занятия ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц и необходимости преодолевать сопротивление воды. Каждый должен уметь плавать. И чем раньше он научится тем лучше. Купание игры на воде и плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребёнка. Это особенно актуально в наше время,так как очень высок процент детей с медицинскими отклонениями. Работоспособность мышц у детей 3-7 лет невелика. Они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Им более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела и снижается нагрузка на ещё не окрепший детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется и вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия.
Публикация «Влияние плавания на физическое развитие детей 3–7 лет» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки и увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Занятия плаванием – лучшая тренировка дыхательной системы. При выполнении упражнения на дыхание – вдох и выдох в воду происходит усиленная работа дыхательных мышц, которая приводит к укреплению дыхательной мускулатуры. Это очень важно для детей с заболеваниями органов дыхания.
Сердечно – сосудистая система детей 3-7 лет хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Сосуды относительно широкие и ток крови по ним от сердца не затруднён. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребёнка – мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо знать, что сердце ребёнка быстро утомляется при напряжении. Отсюда необходимость частого отдыха.
При плавании органы кровообращения ребёнка находятся в облегчённых условиях деятельности благодаря положению тела ребёнка - работе крупных мышечных групп и механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови к сердцу.
Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, то плавание является одним из эффективных видов лечебной физкультуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех,у кого ослаблена сердечная деятельность.
Занятия плаванием повышают функциональную устойчивость вестибулярного аппарата, улучшают чувство равновесия. Давление воды стимулирует работу нервных окончаний, тем самым укрепляя нервную систему ребёнка. Кроме того, благодаря разнице температур и большому расходу энергии в процессе плавания регулируется обмен веществ и поддерживается соотношение мышечной и жировой массы тела.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма – совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.
Закаливание – ведущий метод повышения устойчивости организма постоянно меняющимся условиям внешней среды.
В природе постоянно меняются уровень солнечной радиации, температура воздуха и воды, влажность воздуха. Следовательно, основными средствами закаливания организма являются свежий воздух, солнечный свет и вода.
По характеру воздействия закаливающие процедуры можно разделить на местные и общие. Рефлекторный механизм действия закаливающих процедур обеспечивает общий оздоровительный эффект даже при местном воздействии. Но местные процедуры влияют на организм слабее, чем общие, поэтому при местном воздействии нужно пользоваться более сильными раздражителями. Чем сильнее действие температурного раздражителя, тем короче должна быть процедура.
Применение какой-либо одной закаливающей процедуры, даже сильнодействующей, не оказывает должного эффекта.
Закаливание-это система мероприятий, неоднократно повторяющихся в течение дня, месяца года. На занятиях по плаванию применяются такие процедуры, как гимнастика, обтирание и обливание.
Сухие обтирания проводятся рукавичками из фланели или мягким сухим полотенцем до появления лёгкой красноты кожи. Длительность процедуры 1-2 минуты. Курс 7 дней, после чего можно переходить к влажным обтираниям. Рекомендуемая температура воды для влажных обтираний для детей 3-4 лет- 32-34градуса начальная температура воды, а конечная температура воды 25 градусов. Для детей старше 4 лет- начальная 28-32 градуса, конечная- 18-20- градусов. Температура воды каждые 5-7 дней понижают на 1 градус. Обтирают рукавицей или полотенцем, смоченными в тёплой воде и отжатыми, последовательно руки, грудь, живот, спину, ноги, а затем растирают махровым полотенцем. Через 1-2 месяца можно перейти к обливаниям. Начинают с местных обливаний стоп ног, затем постепенно переходят к общим, обливаясь сверху с головы до ног.
Занятия плаванием способствуют также развитию физических качеств ребёнка – выносливости, гибкости, ловкости, силы и скоростных способностей.
Выносливость – это способность ребёнка противостоять утомлению.
Для развития выносливости используются физические упражнения, включающие в работу большие мышечные группы, которые работают относительно длительное время.
Выносливость бывает общая и специальная.
Общая - это способность ребёнка продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности.
Специальная – это способность эффективно выполнять специфическую нагрузку на время.
Средства выносливости:
Проплывание длинных отрезков с разным заданием, с поддерживающими предметами и без и в полной координации.
Дозировка – 4 отрезка по 8-10 метров.
Игры и эстафеты на воде.
Сила в плавании развивается, уже как минимум, за счёт усилий, прилагаемых для преодоления сопротивления воды.
Способы передвижения могут быть различными – шагом, бегом, прыжками, с применением изученных способов плавания и с помощью игр.
Гибкость – одно из важных физических качеств в плавании.
Хорошая гибкость обеспечивает при плавании свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка.
Средства развития гибкости :
Сухое плавание (на суше, упражнения с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами.)
ОРУ на суше и в воде, с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами.
Ловкость – это целесообразность движений в данной конкретной ситуации, она является сложным двигательным качеством.
Плавание предъявляет специфические требования к координационным способностям.
На занятиях плаванием в основном способствуем развитию координации : координация – реакция на изменения условий окружения, координация, ка согласованное движение рук и ног.
Средства:
Подвижная игра «Ловишка «с обручем, с определёнными правилами (под водой не ловить) и усложнениями, как например двое или трое водящих.
Игра на быстрое принятие решений –«Караси и щуки «, «Кто быстрее добежит до мяча. «, «Найди свой дом. «
Упражнения с изменением направления движения : ныряния, выныривание, подныривание, проныривание и их комбинации с обручами.
Упражнения с разучиванием техники стиля плавания – у бортика (работа ног и попеременная работа рук на разный темп ног, в движении – в основном в подготовительной группе.
Скоростные способности:
Скоростные способности в плавании характеризуются умением проплывать короткие отрезки дистанции с максимально высокой скоростью.
Средства:
Подвижная игра «Кто быстрее «на перемещение в воде на коротких отрезках.
Специальные упражнения на скорость в соревновательном виде.
Эстафеты.
При систематических занятиях у дошкольников увеличивается сила, гибкость, ловкость, выносливость и скоростные способности. Дети не боятся воды, не паникуют при изменении условий игры или двигательной деятельности, активно и с интересом посещают занятия по плаванию.
Плавание так же благотворно влияет на формирование волевых качеств личности ребёнка. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Таким образом можно сделать вывод, что плавание благотворно влияет на развитие детей дошкольного возраста.