А Ирина
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечным, постоянно изменяющимся миром начинается с первых лет жизни малыша. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, ребенок постигает законы природы и мира людей, каждый день совершая свои маленькие открытия. Исследование является инструментом не только познания, но и активного преобразования ребенком окружающей действительности, оказывает благоприятное воздействие на его мировоззрение.
Публикация «Влияние окружающего мира на развитие ребёнка» размещена в разделах
Исследование в детском саду организуется с целью познания реальных предметов и объектов окружающего мира и формирования познавательной, речевой и коммуникативной компетентностей ребенка.
Содержанием исследований является все то, что окружает ребенка, то, что он видит ежедневно, и то, что от него скрыто:
• это живая природа– многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т. д. ;
• неживая природа – воздух, почва, звук, песок, камни, свет, цвет, вес и т. д. ;
• мир растений – деревья, растения, цветы, грибы;
• рукотворный мир – все то, что сделано руками человека, история и эволюция человеческой цивилизации в предметах быта, искусства, культуры и науки;
• мир человеческих отношений – когда ребенок на собственном опыте и примере окружающих людей, литературных персонажей постигает нормы и правила общения, взаимодействия, межличностных отношений.
В процессе познания ребенок учится находить в окружающей среде предметы, объекты, явления, выявлять их свойства и качества, находить отличительные особенности. Детей 5-6 лет уже не устраивает простая констатация фактов, им необходимо самим выяснить, так ли это на самом деле, убедиться в верности утверждения или суждения. Им интересно знать, как предметы или объекты зависят друг от друга, какое влияние оказывает человек на окружающий мир и отдельные его объекты.
Формирование исследовательских умений и навыков – одна из важных задач. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, которые получены простым, репродуктивным путем.
Для развития познавательной активности детей необходима система познавательной деятельности, т. е. постепенное усложнение познавательных задач, и использование специальных методов - проблемные вопросы и проблемные ситуации, задания исследовательского характера, опытно-экспериментальная деятельность и др.
Рассмотрим, каким образом формируется познавательная компетентность ребенка на примере объекта неживой природы «Песок» (Занятие «Сыплем, лепим»).
Объект – песок
Физические свойства – мелкий, светлый, сыплется.
Рассматривая его через лупу, дети обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок потому и сыплется. Далее предлагаю детям слепить фигурку из песка, дети выясняют, что из сухого песка слепить невозможно. Сами предлагают добавить воды. Подвожу детей к тому, что объекты неживой природы связаны между собой (вода и песок).
А как же влияет человек на песок?
Дети уже знают, что песок сыпучий, мелкий, легко пропускает воду, быстро нагревается и остывает, бывает разного цвета, легко меняет форму, находится в постоянном движении, во влажном состоянии темнеет, и из него хорошо лепятся разные фигурки. Человек уже давно научился использовать песок для своих нужд. Из него делают стекло, используют в строительстве, он нужен для игры и отдыха. Больше всего песка в пустынях.
Далее необходимо установить, как песок взаимосвязан с другими объектами живой и неживой природы. Вспоминаем тему «Пустыня» и выясняем, что песок, растения, животные связаны между собой.
Возраст 4-7 лет является наиболее сензитивным не только для развития познавательных процессов, но и для развития речевой деятельности. Каким образом происходит формирование лингвистической компетентности, попробуем проследить на примере объекта живой природы «Одуванчик» (лексическая тема «Цветы»)
Наблюдая за одуванчиками, дети уже имели базовые знания и умения по этому блоку. Мы выясняли, из чего он состоит, каковы его функции:
• Что он делает – цветет, пахнет, колышется, пьет, гнется, гибнет, размножается….
• Какой он на ощупь – мягкий, влажный, шершавый.
• Как используется – для красоты, для сбора нектара пчелами, из них можно варить варенье.
• Словотворчество – одуванчиковое варенье, одуванчиковая поляна и др.
Во время утреннего приема на участке дети заметили, что бутоны одуванчика закрыты, и сначала подумали, что они завяли. После предложения педагога понаблюдать в течение дня за одуванчиками дети заметили, что бутоны на некоторых одуванчиках раскрылись, а некоторые остались еще закрыты. Дети начинают доказывать, почему же это произошло? Выглянуло и пригрело солнышко, распустились те бутоны, которые были на солнечной стороне.. корни одуванчиков напились воды, и бутон распустился.
Почему утром бутон закрыт, а днем раскрывается? Подобный вопрос является замечательным поводом для установления связи между небесными телами (солнцем) и земными растениями.
У детей появляются навыки доказательной речи, навыки рассказывания, пересказывания, они пытаются объяснить, почему они считают именно так, а не иначе. У детей развивается - словесно-логическое мышление, дети используют различные грамматические формы для оформления своего суждения.
На занятиях дети учатся вступать в диалог и вести его, учатся задавать вопросы, учатся обращаться с предложениями: «Давайте сделаем так». Дети самостоятельно задумывают какую-то исследовательскую деятельность, учатся планировать ее, договариваются со сверстниками о совместных действиях, сами распределяют обязанности между собой, учатся комментировать свою деятельность и сами делают необходимые выводы.
Значимость работы заключалась в том, что проведение исследований, опытов, экспериментов побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества т. к. подбираются с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
• активность, стимулируемая взрослым;
• собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим.
Ребёнок самостоятельно говорит, рассуждает, у него развивается целый спектр умений и способностей, в том числе исследовательских, математических, языковых. Ребенок участвует в разработке алгоритма или плана исследования. Все предложенные варианты выслушиваются, и дети являются активными участниками в обсуждении всех предлагаемых решений. Ну и, конечно же, ребёнок имеет право на ошибку, но эту ошибку он должен найти и осознать сам, и сам же найти способ, чтобы ее исправить.