Елена Гофман
Проявление инициативности детей средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей : проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.
Публикация «Проявление инициативности детей средствами игровой деятельности» размещена в разделах
Мой опыт практической деятельности позволил сделать вывод, что каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.
Среди показателей самостоятельности отмечается: стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей, умение ставить цель деятельности, осуществление элементарного планирования деятельности, реализация задуманного и получение результата.
Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, период – это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, важно не запрещать этот процесс. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Предпосылки самостоятельности закладываются у ребенка уже на 2–3 м году жизни. Самостоятельность у детей дошкольного возраста наблюдается в разных видах деятельности : игре, конструктивно-игровой и художественной деятельнИнициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, период – это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, важно не запрещать этот процесс. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Предпосылки самостоятельности закладываются у ребенка уже на 2–3 м году жизни. Самостоятельность у детей дошкольного возраста наблюдается в разных видах деятельности : игре, конструктивно-игровой и художественной деятельности, в бытовом труде. ости, в бытовом труде.
Обращаясь к личному педагогическому опыту, хочу отметить, что необходимо выбирать игры для детей, которые им интересны. Основная задача – научить детей активно и самостоятельно играть. В этом случае они научатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, находить выход из предложенной ситуации, проявлять инициативу, т. е. приобретать важные качества, необходимые в будущей жизни.
Среди моих воспитанников много активных, творческих личностей, детей, которые очень любят быть в центре внимания. Поэтому у наших ребят популярна игра «Цирк». Дети с удовольствием берут на себя роль цирковых артистов, проявляют инициативу при организации своих «выступлений» : выбирают цирковой жанр, тему номера, предлагают игровым партнерам идеи, как сделать свой номер интереснее, зрелищнее, организованнее. Проявляют самостоятельность при выборе партнера, если таковой необходим, игровых атрибутов. Самостоятельно репетируют, дополняют свой игровой образ новыми элементами. Эта игра позволяет детям реализовать свои творческие замыслы и получить изрядную порцию внимания со стороны сверстников и педагогов. Мальчики облюбовали макет по правилам дорожного движения. Здесь они моделируют события, происходящие в придуманном населенном пункте, самостоятельно выбирают и расставляют игрушечных персонажей, транспортные средства, дорожные знаки и другие атрибуты. В ходе разыгрываемых дорожных ситуаций инициируют развитие игровых сюжетов, смену событий, предметной обстановки. Разнообразные сюжетно-ролевые игры – традиционные и любимые нашими детьми. Мы поддерживаем и поощряем инициативу детей в их желании разнообразить игровые сюжеты, подобрать, внести или изготовить новые атрибуты для реализации игровых замыслов. Особого поощрения заслуживают дети, которые самостоятельно и позитивно разрешают возникающие в ходе игр между участниками конфликты. У детей всегда есть возможность подойти к педагогу и получить ответ на интересующий их вопрос, подсказку, совет или выслушать мнение относительно их игрового замысла, роли.
Дети дошкольного возраста очень любят подвижные игры, которые удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты.
Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. Из которых чаще дети самостоятельно выбирают настольно-печатные игры, направленные на уточнение, систематизацию знаний об окружающем мире. В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания.
В процессе работы над данной темой я выработала памятку для воспитателя:
1. Собирайте любимые игры детей. Это особая ценность, они могут сопровождать их в течение многих лет.
2. Новая игра – лучший подарок детям, это новый опыт отношений, дополнительные радостные минуты.
3. Игра – дело добровольное. Не навязывайте детям игру, если вам она кажется полезной, а она им не нравится.
4. Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать предлагаемой детям деятельности. Смешная игра не терпит скучного или равнодушного лица воспитателя.
5. Игра – средство диагностики. В игре ребенок раскрывается со всех сторон. Наблюдаем, размышляем, но во вред ребенку полученную информацию не используем.
6. Никаких дисциплинарных мер к детям, нарушившим правила игры. Это лишь повод для доброжелательного разговора, когда дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре.
Вывод: дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения. Поэтому необходимо стимулировать развитие самостоятельности и инициативности, каждый раз стараться раскрывать перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.