Светлана Юрьевна Круглякова
Влияние пальцев рук на развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
При ряде речевых нарушений у детей отмечаются отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).
Публикация «Влияние пальцев рук на развитие речи» размещена в разделах
Так, на основе проведё нного обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Российский физиолог, доктор медицинских наук М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Мы, педагоги и родители должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.
Только при выполнении различных упражнений пальчиками, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
При работе по развитию мелкой моторики важно включать «пальчиковые игры». Большой интерес вызывает у детей инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Большинство игр требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз»…Игры для обеих рук, также можно разнообразить с помощью перчаток, которые оформляются в виде каких-либо героев из сказок.
Непрерывная работа над движениями пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует улучшению у детей слуха, памяти, внимание, зрения. А также формирует ручную умелость, Дети старшего дошкольного возраста без затруднений застёгивают пуговицы, завязывают шнурки.