ксения жукова
Влияние музыки на воспитание детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние музыки на воспитание детей с РАС
Музыка является уникальным способом взаимодействия людей друг с
другом, ведь она может обеспечить мощный мультисенсорный опыт. Особенно
это полезно для детей с аутистическим спектральным расстройством.
Программа
музыкального образования, специализированная музыкальная терапия, пение,
Публикация «Влияние музыки на воспитание детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
игра на музыкальном инструменте – все это помогает детям исследовать новую сторону себя и окружающего мира.
Преимущества и недостатки подхода
Многие виды лечения могут помочь людям улучшить свои социальные
навыки, эмоциональный рост, академическую успеваемость и даже моторный
контроль. Но музыкальная терапия делает гораздо больше. Она меняет мозг,
воспитывает способность к познанию и способствует поведенческим
изменениям.
Музыкальная терапия : преимущества для детей с аутизмом
Как музыкотерапия может помочь детям с аутизмом:
1. Поощрение говорить. Добавляя созвучные звуки, музыкальная терапия может
способствовать поощрению разговора, одновременно повышая языковые
навыки.
2. Улучшение понимания языка. Воспроизведение песен, связанных с конкретными
действиями, может улучшить понимание языка и помочь детям узнать значения
слов.
3. Построение социальных навыков. Музыкальная терапия может способствовать
двустороннему общению со сверстниками.
4. Улучшить развитие речи у аутистов. Пение дает примеры речевых потоков,
рифмования и произношения слов, что может уменьшить проблемы с
монотонной речью у детей с аутизмом.
5. Борьба с сенсорными проблемами. Поскольку музыка стимулирует чувства, она
затрагивает сенсорные проблемы, фокусирует внимание и помогает
перенаправить самовосстанавливающееся поведение в сторону социально
подходящего поведения.
6. Эмоциональные ответы и самовыражение. Музыка дает детям с аутизмом
возможность двигаться, танцевать, петь или шуметь, что является способами
выражения эмоций.
7. Стимуляция когнитивной функции. Оба полушария мозга используются для
обработки музыки, что позволяет стимулировать когнитивную функцию.
Имеет ли музыкальная терапия недостаток?
Применение музыки при аутизме – психологический прием, в основе
которого лежит воздействие на психоэмоциональное состояние человека.
«Все в мире подчиняется определенным природным ритмам, а
человеческая психика без ритмов, именно музыка, помогает людям входить в
гармоничное и ритмичное психологическое состояние» – со слов российского
психолога С. Л. Рубинштейна.
3
Методика достаточно «молодая», но уже активно используется в период
адаптации, развития и социализации пациентов с аутизмом. На данный момент
еще не определены недостатки музыкальной терапии.
Музыкальная терапия и идеи
Деятельность в области музыкальной терапии может быть использована в
сеансах терапии, таких как прикладная терапия анализа поведения, логопедия
или профессиональная терапия.
Создание музыки с использованием инструментов не только обеспечивает
эмоциональное исполнение, но и стимулирует чувства и может поощрять речь.
Например, игра на гармонике может помочь ребенку с аутизмом научиться
создавать звуки, используя язык, рот и горло.
Танцы под музыку позволяют детям с аутизмом выражать эмоции и
помогают уменьшить самостимулирующее поведение. Позвольте детям
двигаться или танцевать по-своему, придумывая собственные методы
самовыражения. Танцы помогают познать свое тело и способствуют развитию
навыков координации.
Во время пения или прослушивания песен дети повторяют жесты или
хлопают по ритму песни. Изучение простых ритмических паттернов поможет
ребенку с аутизмом увеличить фокус и память. Со временем, вводите сложные
ритмы, поскольку дети быстро адаптируются. Применение барабанов или других
ударных инструментов также может быть забавным при обучении ритмпаттернам.
Музыкальные вопросы – попросите детей послушать музыкальный звук
или фразу, а затем задайте вопросы, чтобы они объяснили, что услышали. Это
поможет детям с аутизмом сопоставить звуки с контекстом, одновременно
уменьшая сенсорные и поведенческие проблемы.
4
Музыкальная терапия при аутизме — приятный способ получить
коммуникативные и социальные навыки. Она показывает свою эффективность в улучшении симптомов заболевания у детей и взрослых. Ученые и врачи
рекомендуют добавление музыкальной терапии к другим формам терапии.
Реальные достижения применения музыкальной терапии при РАС
Результаты исследования показывают, что люди с аутизмом могут
проявлять равные или превосходящие способности в обработке тональности,
маркировке эмоций в музыке и музыкальном предпочтении по сравнению с
типично развивающимися сверстниками. Наиболее убедительные
доказательства, подтверждающие клинические преимущества музыкальной
терапии, заключаются в областях социально-эмоциональной реакции и общения:
усиление соблюдения;
уменьшение беспокойства;
увеличение объема речи;
уменьшение вокальной стереотипии, восприимчивой маркировки;
увеличение взаимодействия со сверстниками.
Вольфганг Амадей Моцарт (композитор, пианист). Пожалуй, самый
известный композитор классического периода, Амадей Моцарт, написал более
600 произведений. Впечатляющим является то, что он начал исследовать свое
ремесло в возрасте четырех лет. Его родители отметили, что он обладает
уникальной способностью изучать и запоминать музыку. К 6-ти годам он начал
сочинять, а в 8 писал симфонии. Современные исследователи, учитывая
способности и поведенческие особенности композитора, диагностировали
расстройство аутистического спектра (в период жизни Моцарта о данном
заболевании даже и не подозревали).
Сонаты Моцарта – влияние на детей с аутизмом
Сонаты Моцарта мелодично просты. Используя всего несколько
музыкальных мотивов, композитор помогает рассмотреть симметрию в музыке,
что в свою очередь действует расслабляюще, ненавязчиво и успокаивающе.
Первое движение сонаты в основном состоит из тонических и доминирующих
аккордов и имеет шесть различных повторяющихся мотивов. Два пианино — эхо друг друга, часто играют одну и ту же мелодию в октавах. Некоторые отрывки играются быстро, некоторые – медленно, так называемые «периоды
охлаждения», которые позволяют стимулировать развитие поведенческих и
когнитивных навыков.
Сонаты Моцарта ученые рекомендуют прослушивать не только пациентам
с РАС, но и с деменцией, женщинам в период беременности и просто для
расслабления и восстановления психологической гармонии.
Методика музыкальной терапии для детей с аутизмом
Существует несколько примеров методов, используемых для удовлетворения
потребностей пациента с аутизмом, среди которых:
1. Импровизация: использование музыкальной импровизации с определенной
терапевтической целью в среде, облегчающей реакцию и взаимодействие.
2. Написание песен: процесс, посредством которого пациент может общаться и
исследовать внутренние мысли, чувства или проблемы. Песни также могут быть написаны в качестве обзора жизни.
3. Пение: вокализировать слова или звуки в музыкальных тонах. Песни могут
использоваться для запоминания и в качестве способа контроля эмоций и
поведения.
4. Использование песен в качестве катализатора для обсуждения вопросов, которые
терапевтически актуальны для пациента. Метод включает в себя прослушивание
песен, анализ текстов и их смысла.
5. Воспитательные/учебные песни для ознакомления с основными понятиями и
концепциями: вверх / вниз, влево / вправо, громкий / мягкий, стоп / ход, цвета,
цифры и т. д. «Музыка ангелов» Моцарта для аутистов
Уже неоднократно доказано, что музыка Амадея Моцарта положительно
влияет на мозг детей и взрослых больных аутизмом. «Музыка ангелов»
активизирует способности человеческого мозга. Мелодия насыщена звуками с
высокой частотностью, ритмичностью, определенной повторяемостью. Она
наполняет энергией, заставляя головной мозг реагировать на звуковые частоты.
«Музыка ангелов» — искренна, светлая, чистая и солнечная, и легко
воспринимается пациентами с РАС.
Вывод
Музыка – универсальный язык, который позволяет ребенку с
расстройством аутистического спектра общаться с окружающим миром. Музыка
многогранна, она может успокоить, заинтересовать, взбудоражить, вызвать
массу разноплановых эмоций.
Музыкальная терапия – уникальная возможность восстановить
коммуникативные, поведенческие, речевые и умственные навыки ребенка при
условии применения ее в качестве звена более объемного комплексного лечения.