Гагина Светлана
Влияние музыки на психоэмоциональное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние музыки на психоэмоциональное развитие дошкольников
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наша встреча состоится за круглым столом, и разговор будет на тему «Влияние музыки на психоэмоциональное развитие дошкольников» (1 слайд)
Публикация «Влияние музыки на психоэмоциональное развитие дошкольников» размещена в разделах
Нашу встречу хотелось бы начать с упражнения, которое называется «Пожелания на сегодня». Упражнение заключается в том, что все по очереди высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день, передавая при этом музыкальный колокольчик. Спасибо за прекрасные пожелания!
(после упражнения, все педагоги занимают места за круглым столом)
Своё выступление хотелось бы начать со слов британского драматурга 17 века Уильяма Конгрива. (2 слайд)
«. Музыка обладает магической силой и
может усмирить дикаря,
смягчить
камень или согнуть
кряжистый дуб…».
В настоящее время для педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.
Что же такое музыкотерапия
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе, а слово терапия – в переводе с греческого «лечение»
Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
История развития музыкотерапии.
О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. В Древнем Китае существовала целая система оздоровления с помощью музыки. Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на 5 тонах, соответствующих «пяти первоэлементам Природы» (земля, металл, дерево, огонь, вода, которые, в свою очередь, соответствуют пяти органам человека (селезенка,
легкие, печень, сердце, почки). (3 слайд) На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали это соответствие в качестве основы для лечения болезни с помощью музыкальной терапии. История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же у нас имеются свои достижения в этой области. В 1997 году Михаилом Лазаревым – заведующим лабораторией валеологии, была создана программа «Здравствуйте!» в которой музыке отводится центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления».
Итак, музыкотерапия - одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка, она является интересным и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.
Прежде чем начать нашу дискуссию, хотелось бы сказать несколько слов, о том, как музыка помогает нам в повседневной жизни.
Не ошибусь, если скажу, что музыку любят все. Но так, как направлений в этом искусстве множество, то и предпочтения у всех разные. Кому-то нравится классика, кому-то – джаз, кому-то – рок, а кому-то – эстрада или фольклор.
Музыка, в отличие, например, от живописи нравится всем.
Она, сопровождает человека с самого рождения. Колыбельные песни – это, наверное, то, с чего начинается познание прекрасного.
Музыку мы слушаем, когда нам весело и хорошо или когда нам грустно и плохо. В продолжение сказанного, я попрошу вас ответить на вопросы.
Кто из вас любит слушать музыку? (поднимите, пожалуйста, красные нотки, а кто не любит зелёные)
Кто предпочитает слушать классическую музыку? (поднимите, пожалуйста, синие нотки, а кто современную поп. музыку сиреневые нотки)
Кто из вас любит петь? (поднимите, пожалуйста, желтые нотки, а кто танцевать оранжевые нотки)
Звучание, какого музыкального инструмента вам больше всего нравиться? (ответы)
А теперь, я попрошу вас подойти к общему столу и выбрать картинку с изображением музыкального инструмента, который больше всего вам близок по звучанию, по внутреннему ощущению (на отдельном столе картинки с музыкальными инструментами)
Я не зря вас попросила выбрать картинку с изображением музыкальных инструментов, ведь каждый инструмент влияет на лечение и профилактику некоторых заболеваний.
(4 слайд)
Возможно, вы неспроста выбрали именно этот инструмент, ваш организм дал вам сигнал при выборе именно этого музыкального инструмента.
(5 слайд) В заключение дискуссии, можно сделать вывод. Что музыку любят все без исключения и большинство из вас отдают предпочтение классической музыки. Музыка присутствует в вашей повседневной жизни, она помогает вам успокоиться, поднять настроение, взбодриться. Мы используем музыку, чтобы выразить гнев на несправедливость, а также желания нашего сердца. Музыка – это язык, который может использоваться людьми разной расы, национальности, религии, без страха быть непонятым.
(6 слайд) Хотелось бы немного рассказать, о физиологическом воздействие музыки на человека
С точки зрения физиологи, воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, обладает способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма. Она обладает сильным психологическим воздействием на человека, влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния -от умиротворенности, покоя и гармонии- до беспокойства, подавленности или агрессии. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушают дети.
НАПРИМЕР:
Возбуждающая, громкая музыка, выражает
агрессивный настрой, лишает ребенка состояния уравновешенности,
спокойствия. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым,
расторможенным детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявления
отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызовет ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться.
В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, в настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением.
(7 слайд) Музыкотерапия применяется в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии :
-рецептивной;
-активной;
-интегративной.
Если посмотреть на таблицу внимательно, то здесь преобладает классическая музыка. Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.
Отдельно можно рассказать о прослушивании музыки В. А. Моцарта. «Эффект Моцарта» был открыт в конце ХХ в. Он заключается в том, что прослушивание
произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Дети, слушающие Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее.
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.
Музыкотерапия имеет две формы активная и пассивная.
Помимо обычного прослушивания музыки, специалисты рекомендуют использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике такие как: (9 слайд)
-метод арттерапии
-метод цветотерапии
-элементы сказкотерапии
-игротерапия
-психогимнастические этюды и упражнения
-вокалотерапия
-прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах
Многие методы вы уже применяете на практике в своей педагогической деятельности.
Мне хочется подробнее остановиться на
(10 слайд) Психогимнастических этюдах и упражнениях, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражая свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).
Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений», (в практической части, мы с вами обязательно попробуем это упражнение) которое сопровождается разными по характеру мелодиями. Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки, они превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.
(11 слайд) Метод вокалотерапии- занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или
аккомпанемент. Так например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи.
(12 слайд) Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах, учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.
Уважаемые коллеги, если вы будете проводить занятия с использованием
музыкотерапии, я советую вам придерживаться следующей структуры(13 слайд)
1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.
2. Основная часть. Восприятие музыки.
3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.
В занятие включаются различные виды музыкальной деятельности детей : пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.
К двигательным упражнениям относятся: (14слайд)
1. «Прогулка по сказочному лесу» дети выполняют шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и великолепие природы.
2. «Праздничный марш» дети представляют себя идущими на праздник, идут уверенным, решительным шагом.
3. «Крадущаяся кошка» движения по кругу, плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.
4. «Порхающая бабочка» лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.
Главная особенность ритмических упражнений – это анализ внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. Дети учатся владеть собственным телом, нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя». И т. д.
Восприятие музыки- для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить, настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.
Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаются следующие произведения: «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С. И. Баха и т. д.
Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.
Не случайно, врачи - физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка - это всегда только положительные эмоции.
Музыкальная релаксация.
Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.
При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции.
Например:
1. Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей)
2. Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей)
3. Упражнение, формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни»
4. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею»
Уважаемые педагоги, как вы думаете, нужно ли проводить такие занятия по музыкотерапии? С какими трудностями может столкнутся педагог во время организации таких занятий (выслушать ответы)
А сейчас, я хочу предложить вам немного подвигаться.
Наше первое упражнение называется
1. «Танец пяти движений» :
Цель: Снятие мышечных зажимов. Развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений. Развитие активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения.
Материал: USB c записью пяти мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая музыка или бой барабанов, хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная музыка или шум воды.
Проведение: Прослушать по очереди мелодии и подумать, кто бы мог танцевать под каждую мелодию, какие должны быть движения?
1 мелодия: «Течение воды» – плавная. Движения под нее нерезкие, неторопливые, мягкие, переходящие из одного в другое.
2 мелодия: «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения.
3 мелодия: «Сломанная кукла» – хаотичный набор звуков, обрывистые, незаконченные движения.
4 мелодия: «Полет бабочки» – лирическая, плавная мелодия, тонкие, изящные движения.
5 мелодия: «Покой» – спокойная, тихая музыка.
А теперь все 5 мелодий будут звучать без остановок. Все танцуют «Танец 5 движений».
Музыка закончилась, остановились, послушали тишину. Как бьется сердце, приложите руку к сердцу, послушайте его. Что больше всего понравилось? Кому, какие движения было приятно делать?
2. исполнение жизнеутверждающей песни-формулы «Я, я, я – хороший» (формула музыкального самовнушения).
Цель: повышать самооценку, уверенность в себе, стойкость при неудачах, развивать
чувство коллективизма.
Проведение: Дети (педагоги) стоят в кругу, в середине круга – солист (педагог). Гладя себя, он
поет:
Я, я, я – хороший.
Я, я, я – спокойный.
Я, я, я – здоровый.
И веселый я!
Остальные дети (педагоги, держатся за руки.
Следующий куплет поют все дети (педагоги, а солист (педагог) молчит.
Ты, ты, ты – хороший.
Ты, ты, ты – спокойный.
Ты, ты, ты – здоровый.
И веселый ты!
И так далее (по очереди)
Я, я, я – очень добрый.
Я, я, я – очень нежный.
Я, я, я – самый лучший.
Я просто чудо!
Ты, ты, ты – очень добрый.
Ты, ты, ты – очень нежный.
Ты, ты, ты – самый лучший.
Ты просто чудо!
В конце песенки дети (педагоги) под музыку подходят к солисту и гладят его по спине.
3. «Моё настроение».
Цель: Выразить своё настроение с помощью музыки.
Проведение: на столиках расположены музыкальные инструменты. Педагог выбирает музыкальный инструмент и с помощью звучания передаёт своё настроение.
(15 слайд) Сегодня мы с вами говорили о музыкотерапии, о её влияние на психоэмоциональное развитие дошкольников. Но хочу обратить своё внимание, что музыкотерапия благотворно повлияет на общее психоэмоциональное состояние детей, если для этого будут:
1. Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
2. Продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
3. Подобраны специальные музыкальные произведения;
4. Задействованы все органы чувств у детей;
5. Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.
Музыкотерапия – безусловно, оказывает положительное воздействие на детей, но у неё, как и у любого назначения, есть противопоказания.
Музыкотерапия противопоказана :
1. Тем, кто болен отитом
2. У кого резко нарастает внутричерепное давление
3. Младенцам с предрасположенностью к судорогам
4. Запрещено использование наушников
Рефлексия: а сейчас, я прошу вас взять листочки и украсить наше осеннее дерево. Если вы сегодня узнали, что- то новое, полезное для себя возьмите - красные листочки, если вам нечего не понравилось и вы считаете информацию бесполезной – жёлтые листочки, а если вам хочется узнать или продолжить эту тему – оранжевые листочки.
(16 слайд) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!