Скуратова Альбина
Влияние музыкального развития на формирование речи у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особенно актуальной является проблема музыкального и речевого развития детей раннего возраста. Между музыкальным воспитанием малыша и его речевым развитием существует много общего в плане решения единых целей и задач.
Публикация «Влияние музыкального развития на формирование речи у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Уже давно доказано колоссальное влияние музыки на внутриутробное развитие ребенка. С 16 недели ребенок в животе у мамы начинает слышать звуки. Он уже прекрасно знает мамин голос, самый приятный и знакомый, он его успокаивает. Громкие звуки могут напугать крошку, и его реакцией может быть повышенная двигательная активность. Самое первое чувство, на которое полагается дитя еще в период своего внутриутробного развития — это слух. Все, что вас окружает, можете «показывать» своему малышу посредством стихов, песен, просто разговаривая с крошкой или слушая музыку.
После рождения ребенка прекращать музыкотерапию, к которой он привык, по крайней мере нецелесообразно. Поэтому были разработаны другие программы для дальнейшей гармонизации малыша. Это «Эйдотоника» - музыка цвета, предназначенная для детей первого года жизни, влияющая на зрение и определение цветов. Затем «Лингвотоника» - музыка слова для детей второго года жизни, которая помогает развивать у ребенка чувство языка, способствуют становлению речи. И, наконец, «Хореотоника» - музыка движения для детей третьего года жизни, влияющая на двигательную активность.
Музыкально – образовательная деятельность (знания о музыке, о способах музыкальной деятельности)
Для начала вспомним основные задачи музыкального воспитания :
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей с учётом возможностей каждого ребёнка с помощью различных видов музыкальной деятельности.
2. Сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры
1.1. Для развития музыкальных способностей детям необходимы определённые знания.
Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки – характера всего произведения, отдельных частей) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена. Знания о средствах музыкальной выразительности, которые создают определённые настроения (тембр, динамика, интонация) – весёлое, грустное. Например, «Тихо – громко» Е. Тиличеевой и т. д. Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о звуковысотности: «Птичка и птенчики» Е. Тиличевой (мама птичка-голос низкий, у птенчика голос высокий)
Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяжённость – бывают короткими и долгими: «Дождик» р. н. м. обр. Г. Лобачёва (повторяющиеся звуки «Кап-кап» - короткие) а в песне «Птичка» Т. Попатенко на слова «К нам», «Дам» - долгий звук. Благодаря чувству ритма, дети различают марш и бег: «Кукла шагает и бегает», «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой и т. д.
2.2. Решение второй задачи музыкального воспитания – развитие основ музыкальной культуры – предполагает формирование у детей музыкально-эстетического сознания (потребностей, установок, интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкальной деятельности. Каждый вид музыкальной деятельности требует определённых знаний.
Поэтому развитие музыкального и коммуникативного развития (развитие речи и речевого общения) весьма условно. Эти два процесса взаимосвязаны, они обогащают и насыщают друг друга.
Музыкальные игры, пение и движения под музыку занимают особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. А именно на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся правильному дыханию, что способствует грамотной и красивой речи. Для этого целесообразно использовать все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
Музыкальное искусство воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Музыкальная интонация, как и речевая, выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего. В речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания. Это состояние тонового напряжения объединяет музыкальную и речевую интонацию. Музыка и речь имеют общие выразительные возможности: интонационная окраска в речи и музыке передается с помощью одинаковых средств высоты, тембра, силы голоса и звука, темпа протекания, определенного ритма, использования акцентов, пауз движения. Всё это говорит о тесной взаимосвязи музыкальной работы с речевой и является обоснованием необходимости и возможности комплексного подхода к проблемам музыкального и речевого развития малыша.
Это можно осуществить с помощью таких видов деятельности как интегрированные музыкально-речевые занятия, оно включают в себя слушание музыки, подпевание, игру на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения и подвижные игры. Основное внимание на музыкально-речевых занятиях уделяется :
развитию слухового восприятия, т. к. развитие речи и подражание звукам возможно только при достаточно развитом слуховом восприятии. Слуховое восприятие стимулирует деятельность артикуляционного аппарата, а произношение звуков благоприятствует развитию речевого слуха. Своевременное развитие слуха — важнейшая предпосылка развития речи.
воспитанию звуковой культуры речи, которое тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха. В процессе работы по воспитанию звуковой культуры речи на музыкально-речевых занятиях решается ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, правильного звукопроизношения, слухового внимания, голосового аппарата (умения регулировать громкость пропевания слов и фраз, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи).
На занятиях с детьми раннего возраста я широко использую метод фонетической ритмики (фоноритмики).
Фоноритмика (от греч. Phone - звук, голос, слово и rythmos – мерное течение) – система становления, развития восприятия и воспроизведения музыкальных и речевых звуков, правильного звукопроизношения в словах и фразах с использованием различных видов музыкальных ритмических движений у детей раннего возраста. Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков) под музыку. В своей работе опираюсь на музыкальный материал Екатерины Железновой – автора методики раннего музыкального развития.
В музыкально-речевые занятия включаю : музыкально-двигательные упражнения, в игровой форме развивающие чувство ритма, музыкальный слух, память и речь. («Тихо, куколка», «Солнышко» «Музыканты», «Мячик» и др.); подвижные музыкальные игры, которые всегда вызывают большой интерес у детей и являются оптимальным средством для общего, физического и психологического развития ребёнка. Подвижные игры подразделяются на: игры-приветствия, игры- прощания, игры на подражательные движения, игры для общения, игры-хороводы, игры для расслабления. («Начнём урок», «Все ребята собрались», «Носик, где ты?» и др.) пальчиковые игры под музыку, которые радуют малышей и, вместе с тем, развивают речь и мелкую моторику. Благодаря этим играм ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка. Пальчиковые игры, предполагающие тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют тёплые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. («Червячок», «Левая и правая», «Обезьянки» и др.
Таким образом, музыкальные занятия играют большую роль в развитии речи детей раннего возраста, но при условии закрепления воспитателями полученных детьми знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Важно, однако, помнить, что овладение навыками и умениями является не самоцелью занятий, а одним из средств формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальных способностей и речи детей. Воспитатели широко используют музыкальный репертуар, опираясь на знания, умения и навыки детей в быту детского сада, а также на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Литература:
1. Бабаджан Т. С. «Музыкальное воспитание детей раннего возраста» 1967 г.
2. Петрова В. А. «Музыкальные занятия с малышами» 1993 г.
3. Радынова О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников» 1994 г.