МААМ-картинки

Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребенка

Татьяна Лобанова
Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для развития речи.

Публикация «Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребенка» размещена в разделах

Почему же так важно развивать мелкую моторку рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению

Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимает усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развить речь ребенка.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. на руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.

Игры и упражнения

Развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Начинать занятия нужно с простых движений, постепенно усложняя упражнения.

Упражнения можно менять, усложняя или упрощая в зависимости от успехов детей

• Массаж – ежедневный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребенком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.

• Лепка из различных материалов (соленое тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.

• Фасолевые ванны – в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Игры с крупами: перебирать в разные емкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.

• Мозаика – игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

• Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим веселым занятиям посвящены многие книги.

• Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

• Переливание жидкостей из одной емкости в другую.

• Игры с бусинами, пуговицами, камешками и другим бросовым материалом оказывают прекрасное тонизирующе и оздоравливающе действие. Детям предлагается сортировать, угадывать закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. д.

• Перемотка ниток. Завязывание и развязывание лент, расстёгивание и застегивание пуговиц, завинчивание и развенчивание крышек, банок.

• Работа с ножницами и бумагой-освоение приемов вырезания.

• Упражнения со счетными палочками-выкладывание разнообразных фигур по образцу

• Игры и упражнения с прищепками-для развития силы рук.

• Штриховка-умение проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги

• Изобразительная деятельность-развитие творческих способностей

• Графические упражнения-ориентировка на листе бумаге и подготовка руки к письму.

• Игры с конструктором- возведение построек.

• Теневые игры- изображение различных фигур с помощью рук

Различные аппликации: из цветной бумаги, салфеток, ваты, ткани, жгутиков

• Рвите бумагу-как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

• На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки и другие постройки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной. С дошкольниками проводят игровые упражнения учителя-логопеды, воспитатели, музыкальный руководитель, физрук.

Пальчиковые игры

Приступая непосредственно к проведению пальчиковой гимнастики, нужно помнить о дидактических принципах: систематичности и последовательности, активности и самостоятельности, постепенности, наглядности.

Очень полезны для тренировки развития мелкой моторики пальцев рук различные игровые упражнения:

1. Цветочки распускаются

Ладошки лежат на столе, пальцы вместе. «Как на лугу распускаются цветочки?» –пальцы врозь. «Теперь цветочки закрываются», – пальцы вместе. На счет «раз – два» пальцы врозь – вместе. «А на деревьях как цветочки распускаются?» – поднять обе руки ладошками к себе, широко расставив пальцы.

1. Пальчики здороваются

«Пусто пальчики поздороваются!» – на счет «раз–два–три–четыре–пять» соединяются сначала большие пальцы обеих рук, затем указательные, и т. д.

1. Палец-пальчик

Со словами «палец-палец-палец-пальчик» каждый палец руки, начиная с указательного, поочередно присоединяется к большому пальцу.

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Ой, забодает, забодает!

Вытянуть указательные пальцы и мизинцы вперед, загнув остальные пальцы. Руки можно поднять к голове или поиграть вытянутыми пальцами со словами стишка.

1. Зайчик на опушке

Вытянуть вверх указательные и средние пальцы, остальные загнуть. Руки можно поднять к голове. «Зайчик на опушке», – пальцы двигаются вперед – назад. «Ушки на макушке», – пальцы сжимаются в кулачки и разжимаются.

1. Замочек

«Щелк!» – ладони вместе. «Щелк!» – пальцы соединяются в «замок». Замкнуть и разомкнуть «замок» несколько раз.

1. Пальчик-мальчик, где ты был?

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел!

1. Большаку – дрова рубить

Большаку – дрова рубить,

А тебе воду носить.

Середняку – печку топить,

Родных братьев забавлять!

А тебе обед варить,

А мальчишке песни петь,

Песни петь, да плясать.

1. Вот дедушка

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

Вот и вся семья!

1. Пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко, крепко спит.

Тише, тише не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро красное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

Ребенок загибает поочередно одной рукой пальчики противоположной руки и держит их в кулачке. При словах «Будут пальчики вставать!» он поднимает руку вверх и распрямляет пальчики.

Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:

1. стимулирует развитие мелкой моторики;

2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

3. помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом);

4. развивает воображение, память, мышление и внимание;

5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

6. формирует творческие способности, артистические умения.

Пальчиковая гимнастика в стихах с элементами массажа биологически активных зон:

Чистая водичка

Дети выполняют моющие движения.

Умоет Саше личико.

Поглаживают щеки.

Анечке – ладошки,

Интенсивно потирают ладони.

А пальчики – Антошке.

Массируют поочередно каждый пальчик, «снимают перчатки».

Ай, лады, лады, лады –

Дети хлопают в ладоши.

Не боимся мы воды.

Выполняют интенсивные моющие движения обеими кистями рук.

Чисто умываемся,

«Моют» лицо, растирают уши.

Маме (друг другу) улыбаемся.

Улыбаются.

Жили-были зайчики

Сжимают руки в кулачок, указательным и средним изображают ушки.

На лесной опушке.

Хлопают в ладоши.

Жили-были зайчики

Показывают пальцами ушки.

В беленькой избушке.

Показывают домик, ладошки – большие пальцы.

Мыли свои ушки,

Потирают ушки.

Мыли свои лапочки,

Выполняют моющие движения кистями рук.

Наряжались зайчики,

Двигают ладонями сверху вниз по туловищу.

Надевали тапочки.

«Обуваются».

Упражнение пальчиковой гимнастики по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки» для закрепления обратного счета

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок.

Выполняются ритмическая смена «кулак – ребро – ладонь».

Для барашков,

Пальчики левой руки «играют».

Для овечек

Пальчики правой руки «играют».

Десять маковых колечек,

Показывают десять пальцев.

Девять сушек,

Загибают соответствующее количество пальцев.

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил –

Про себя не позабыл.

Отрицательно качают головой.

А для женушки –

Подсолнушки!

Растопыривают пальцы обеих рук, большие пальцы прижимают друг к другу.

Эти игры необходимо проводить, работая поочередно, как правой, так и левой рукой, стараясь вовлекать все пальчики.

После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы, потрясти кистями рук, пальцы лучше нагружать равномерно. Добиваться, чтобы все знакомые упражнения выполнялись ребенком легко, приносили радость.

Проводить пальчиковую гимнастику можно как в утренние, так и в вечерние часы, включать в физкультминутки, занятия по физическому воспитанию.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики» Воспитатель: Наседкина Наталья Анатольевна Ход собрания. Красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребенка
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 16:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лобанова (УИ 3040705) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД