Татьяна Кельмяшкина
Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же моторика развита слабо, то наблюдается отставания и в развитии речи. В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности. Для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики, можно попросить ребенка показать один, два, затем три пальца. При этом ребенку нужно показать, как это делать, а он должен повторить. Если пальцы дошкольника напряжены, и ребенок не может показать их по отдельности, то это означает, что у него плохо развита мелкая моторика рук, следовательно, могут быть проблемы и с речевым развитием. Мелкая моторика не только отвечает за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную. Следовательно, для того чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики.
Публикация «Консультация „Влияние мелкой моторики на развитие речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память). Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное — для того, чтобы играть с ребенком, не нужно ничего специально покупать. У нас есть все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, тряпочки, бумага.
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер. Игровые упражнения с детьми провожу в свободное время; утром, перед завтраком, индивидуально, в вечернее время (по 10 – 15мин.)
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном, универсальном, дидактическом и развивающем материале кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми.
В своей группе с детьми провожу различные пальчиковые игры, такие как «Улитка», «Сорока – ворона», «Маша варежку одела» и т. д. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье. Они увлекают малышей и приносят им радость.
Для обучения малышей приемам застегивания и расстегивания пуговиц, молнии, нами было изготовлено игровое пособие «Божья коровка». Игра развивает мелкую моторику, точность движений.
Хорошим средством для развития моторики является упражнение с перебиранием фасоли. Дети перекладывают фасоль из большой емкости в маленькие, разделяя их по цвету. Фасоль также можно раскатывать между ладошками.
Игра «Разноцветные клубочки» развивает умение наматывать клубки, развивает подвижность пальцев, ловкость, координацию движения рук. В старшей группе игру можно усложнить, предложив перемотать клубочек быстрее и ровнее.
Игра «Собери лучики у солнышка» развивает мелкую моторику, силу мышц руки. Для «лучиков» можно использовать не только скрепки, но и обычные прищепки для белья.
Детям очень нравится рисовать пальчиками. При этом развивается точность движения пальцев, воображение мышления, ориентировка на плоскости. Рисовать можно не только на бумаге, но и по манке. Для этого достаточно насыпать на яркий поднос тонкий слой манки и наносить любые рисунки. Если рисунок получился недостаточно точный, можно слегка встряхнуть поднос и рисовать заново.
Игра «Собери бусы» развивает зрительную память, моторику кончиков пальцев рук. Бусы из макарон дети с удовольствием раскрашивают сами.
Существует много других различных игр, способствующих развитию мелкой моторики рук. Для этого в группе есть множество раскрасок, трафаретов, пазлы, пирамидки, мозаика, палочки для выкладывания узоров. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.