Садбекова Куляш Жумабаевна
Педагогическая идея «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Но уровень подготовленности будущих первоклассников не всегда соответствует этим требованиям. У родителей, занятых работой, остаётся всё меньше времени на общение с ребёнком. Хорошо, когда ребёнок посещает детский сад. Но есть категория детей, которые остаются дома с бабушками или другими родственниками в связи с невозможностью родителей оплатить пребывание ребёнка в ДОУ или по состоянию здоровья. Детям, не получившим дошкольную подготовку, трудно адаптироваться в первом классе.
Темочки:
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
В своей группе, работая с детьми, я отметила, что дети, имеющие нарушение звукопроизношения, редко имеют уверенную координацию движения пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. И это закономерно, так как научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Это важно при своевременном речевом развитии и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т. е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Актуальность проблемы
мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.
Работая в младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.
Моя задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.
Что же делать? Как помочь нашим детям?
Основная цель- показать на конкретных примерах, как я добиваюсь повышения уровня развития мелкой моторики у детей.
Были поставлены задачи:
• Формировать умение управлять движениями кисти руки и пальцев;
• Развивать мелкую моторику рук;
• Развивать мелкие мышцы пальцев, используя пальчиковые игры, упражнения с мелкими предметами;
• Усвоить правила правильной посадки при письме;
• Упражнять в написании всевозможных линий, геометрических фигур, штриховке и т. д.
В начале моей работы по подготовке детей к школе развитие руки ребёнка осуществлялось в основном на занятиях лепке, рисованием и аппликацией. Письменные задания проводились, если этого требовали цели математических занятий. Но эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта.
Для прогнозирования успешности овладения детьми графических навыков нужно определить общий уровень готовности к овладению этим навыком и уровень развития каждого из детей. Для этого в начале учебного года была проведена диагностика на развитие графического навыка (приложение 1).
Чтобы проверить уровень развития движения кисти использовала тест «вырезание круга». Рисую на листе круг и даю ребёнку вырезать. Этот тест показывает умение ребёнка владеть ножницами, вырезать гладко, без зазубрин, строго двигаясь по нарисованной линии. Если ребёнок справляется с таким заданием, значит, у него хорошо развиты движения кисти и пальцев.
Такую работу я веду в ДОУ в течении трёх лет. Ежегодная диагностика показывает, что уровень развития графических навыков и мелкой моторики у детей не очень высок. Конечно есть дети, умеющие чертить линии правильно, обводить, вырезать, раскрашивать. Сразу понятно, что ребёнку дома уделяется должное внимание. Но таких детей 2-5 человек на группу. Это говорит о том, что родители в силу разных причин не занимаются подготовкой ребёнка к школе или делают это от случая к случаю.
Также же проводиться тест на развитие тонких движении пальцев (Приложение№ 1).
Результаты такой работы можно увидеть в прилагаемой диагностике за последние три года. (Приложение № 2).
Анализируя данные диагностики можно сделать выводы: - Начальном этапе у основной массы детей моторные навыки и графические умения развиты очень слабо. Часть детей при диагностике показывают средние результаты. И лишь 20% детей показывают результаты близкие к высоким.
Наметила следующий план работы:
1. Изучить необходимую литературу (Приложение №7);
2. Подобрать и изготовить практический материал по данной теме;
3. Организовать развивающую среду в группе (Приложение №8);
4. Разработала перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. (Приложение№6)
В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей :
Пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Этим играм уделяю большое внимание. Составила картотеку пальчиковых игр. (Приложение №11)
Составление фигур из цветных счетных палочек КЮИЗЕНЕРА.
В работе с дошкольниками я использую счетные палочки. Развивают ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут детям овладеть конструктивными навыками. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить. (Приложение №12)
Игры с прищепками, пуговицами, сыпучими материалами, бумагой развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи, знания детей о сенсорных эталонах. (Приложение №13)
Использование сухого бассейна. Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную крупой. Разработаны задания, позволяющие развивать мелкую моторику рук в форме игры и попутно развивать речь детей : Можно рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки. Шагать по ней пальчиками. Найти спрятанную игрушку и на ощупь определить, что это. (Приложение №13)
Нанизывание.
Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от возраста ребёнка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими деталями. Материал для нанизывания используется самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Учу детей брать бусины двумя пальцами или щепотью, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания. (Приложение №14)
Шнуровка.
Шнуровка – это продергивание шнурка в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия- дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной; яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.
(Приложение №15)
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Я считаю, что для всестороннего развития ребё нка-дошкольника данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Карандаш является посредником между рукой ребенка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является его своеобразным продолжением. Поэтому ребенок сосредотачивает свое внимание нена захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем письма. В распоряжении ребенка всегда должны быть качественные яркие карандаши и альбом для рисования, и, конечно же, раскраски. Раскрашивание имеет более конкретную цель, чем просто рисование, оно готовит руку к письму. Для начала лучше выбрать раскраску с крупными простыми рисунками. Они идеально подходят для того, чтобы научить ребенка не выходить за края и делать красивую штриховку. Кроме того, можно предложить малышу рисование по трафарету, фигурной линейке, точкам и пунктиру. (Приложение №4)
При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее. Для этого необходимо выполнение определенных условий.
Обучая детей аппликации, я обращала основное внимание на освоение формы предметов или их частей, которые даются для наклеивания. Дети овладевали техникой наклеивания- и прежде всего приёмами намазывания деталей клеем. Во время работы с цветной бумагой по аппликации, учила детей :
- предварительно, выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем, и наклеивать ;
- пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой (приложение №5).
Пластилинография способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представление детей о окружающем мире, совершенствует сенсомоторику– согласованность и работе глаза и руки,координацию движений. Работая с пластилином, дети могут выплеснуть негативные и закрепить позитивные эмоции через лепку. Как вариант пластинографии, идея раскрашивания картинок с помощью пластилина. За основу берется любой рисунок или контур из раскраски и вместо фломастеров и карандашей, ребенок использует пластилин нужных цветов. В результате картинка получается очень оригинальная и рельефная. Это приводит детей в неописуемый восторг. (приложение №3)
Одним из обязательных условий повышения эффективности процесса развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего возраста является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Родителей всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребёнка к школе. Наша задача – объяснить родителям насколько важным является развитие мелкой моторики для дальнейшего овладения ребенком письмом.
Беседы с родителями, анкетирование, показали, что многие из них не знают или затрудняются ответить, что такое мелкая моторика рук, чему она способствует,как правильно ее развивать. Это говорит о том, что о проблемах с координацией движений, мелкой моторикой большинство родителей задумываются только в школе, что приведет к затруднению в обучении, развитии речи. Воздействие на родителей осуществляю через традиционные и не традиционные формы - родительские собрания:
«Значение развития мелкой моторики руки», «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» (приложение №10, распечатанные памятки, анкеты для родителей на развитие мелкой моторики руки детей. (приложение №8) На развитие мелкой моторики негативно сказывается и то, что многие родители не дают своему ребенку пластилин, заменяя его другим материалом, более мягким по своей текстуре или сами выполняют задания вместо малыша, требующие развития мелкой моторики. В родительском уголке помещены рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные папки- передвижки по теме. Например:
«Развиваем моторику руки», «Играем с пальчиками и развиваем речь», «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей», «Пластилинография».(приложение №9)
Кроме того, с родителями были проведены консультации на тему: «Развиваем мелкую моторику с помощью прищепок»; «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации; «Развитие мелкой моторики с помощью пластилинографии»; «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».
В процессе своей работы буду стараться привлекать родителей к активному участию в процессе по развитию мелкой моторики и развитию речи ребенка.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.
Вывод: Всё это доказывает, что систематические занятия дают очень хорошие результаты по развитию мелкой моторики детей - одного из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни.