Папки-передвижки

Педагогическая идея «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста»

Садбекова Куляш Жумабаевна
Педагогическая идея «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Но уровень подготовленности будущих первоклассников не всегда соответствует этим требованиям. У родителей, занятых работой, остаётся всё меньше времени на общение с ребёнком. Хорошо, когда ребёнок посещает детский сад. Но есть категория детей, которые остаются дома с бабушками или другими родственниками в связи с невозможностью родителей оплатить пребывание ребёнка в ДОУ или по состоянию здоровья. Детям, не получившим дошкольную подготовку, трудно адаптироваться в первом классе.

Публикация «Педагогическая идея „Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

В своей группе, работая с детьми, я отметила, что дети, имеющие нарушение звукопроизношения, редко имеют уверенную координацию движения пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. И это закономерно, так как научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Это важно при своевременном речевом развитии и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т. е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Актуальность проблемы

мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.

Работая в младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.

Моя задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.

Что же делать? Как помочь нашим детям?

Основная цель- показать на конкретных примерах, как я добиваюсь повышения уровня развития мелкой моторики у детей.

Были поставлены задачи:

• Формировать умение управлять движениями кисти руки и пальцев;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать мелкие мышцы пальцев, используя пальчиковые игры, упражнения с мелкими предметами;

• Усвоить правила правильной посадки при письме;

• Упражнять в написании всевозможных линий, геометрических фигур, штриховке и т. д.

В начале моей работы по подготовке детей к школе развитие руки ребёнка осуществлялось в основном на занятиях лепке, рисованием и аппликацией. Письменные задания проводились, если этого требовали цели математических занятий. Но эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта.

Для прогнозирования успешности овладения детьми графических навыков нужно определить общий уровень готовности к овладению этим навыком и уровень развития каждого из детей. Для этого в начале учебного года была проведена диагностика на развитие графического навыка (приложение 1).

Чтобы проверить уровень развития движения кисти использовала тест «вырезание круга». Рисую на листе круг и даю ребёнку вырезать. Этот тест показывает умение ребёнка владеть ножницами, вырезать гладко, без зазубрин, строго двигаясь по нарисованной линии. Если ребёнок справляется с таким заданием, значит, у него хорошо развиты движения кисти и пальцев.

Такую работу я веду в ДОУ в течении трёх лет. Ежегодная диагностика показывает, что уровень развития графических навыков и мелкой моторики у детей не очень высок. Конечно есть дети, умеющие чертить линии правильно, обводить, вырезать, раскрашивать. Сразу понятно, что ребёнку дома уделяется должное внимание. Но таких детей 2-5 человек на группу. Это говорит о том, что родители в силу разных причин не занимаются подготовкой ребёнка к школе или делают это от случая к случаю.

Также же проводиться тест на развитие тонких движении пальцев (Приложение№ 1).

Результаты такой работы можно увидеть в прилагаемой диагностике за последние три года. (Приложение № 2).

Анализируя данные диагностики можно сделать выводы: - Начальном этапе у основной массы детей моторные навыки и графические умения развиты очень слабо. Часть детей при диагностике показывают средние результаты. И лишь 20% детей показывают результаты близкие к высоким.

Наметила следующий план работы:

1. Изучить необходимую литературу (Приложение №7);

2. Подобрать и изготовить практический материал по данной теме;

3. Организовать развивающую среду в группе (Приложение №8);

4. Разработала перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. (Приложение№6)

В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей :

Пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Этим играм уделяю большое внимание. Составила картотеку пальчиковых игр. (Приложение №11)

Составление фигур из цветных счетных палочек КЮИЗЕНЕРА.

В работе с дошкольниками я использую счетные палочки. Развивают ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут детям овладеть конструктивными навыками. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить. (Приложение №12)

Игры с прищепками, пуговицами, сыпучими материалами, бумагой развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи, знания детей о сенсорных эталонах. (Приложение №13)

Использование сухого бассейна. Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную крупой. Разработаны задания, позволяющие развивать мелкую моторику рук в форме игры и попутно развивать речь детей : Можно рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки. Шагать по ней пальчиками. Найти спрятанную игрушку и на ощупь определить, что это. (Приложение №13)

Нанизывание.

Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от возраста ребёнка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими деталями. Материал для нанизывания используется самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Учу детей брать бусины двумя пальцами или щепотью, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания. (Приложение №14)

Шнуровка.

Шнуровка – это продергивание шнурка в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия- дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной; яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.

(Приложение №15)

Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Я считаю, что для всестороннего развития ребё нка-дошкольника данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Карандаш является посредником между рукой ребенка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является его своеобразным продолжением. Поэтому ребенок сосредотачивает свое внимание нена захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем письма. В распоряжении ребенка всегда должны быть качественные яркие карандаши и альбом для рисования, и, конечно же, раскраски. Раскрашивание имеет более конкретную цель, чем просто рисование, оно готовит руку к письму. Для начала лучше выбрать раскраску с крупными простыми рисунками. Они идеально подходят для того, чтобы научить ребенка не выходить за края и делать красивую штриховку. Кроме того, можно предложить малышу рисование по трафарету, фигурной линейке, точкам и пунктиру. (Приложение №4)

При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее. Для этого необходимо выполнение определенных условий.

Обучая детей аппликации, я обращала основное внимание на освоение формы предметов или их частей, которые даются для наклеивания. Дети овладевали техникой наклеивания- и прежде всего приёмами намазывания деталей клеем. Во время работы с цветной бумагой по аппликации, учила детей :

- предварительно, выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем, и наклеивать ;

- пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой (приложение №5).

Пластилинография способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представление детей о окружающем мире, совершенствует сенсомоторику– согласованность и работе глаза и руки,координацию движений. Работая с пластилином, дети могут выплеснуть негативные и закрепить позитивные эмоции через лепку. Как вариант пластинографии, идея раскрашивания картинок с помощью пластилина. За основу берется любой рисунок или контур из раскраски и вместо фломастеров и карандашей, ребенок использует пластилин нужных цветов. В результате картинка получается очень оригинальная и рельефная. Это приводит детей в неописуемый восторг. (приложение №3)

Одним из обязательных условий повышения эффективности процесса развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего возраста является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Родителей всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребёнка к школе. Наша задача – объяснить родителям насколько важным является развитие мелкой моторики для дальнейшего овладения ребенком письмом.

Беседы с родителями, анкетирование, показали, что многие из них не знают или затрудняются ответить, что такое мелкая моторика рук, чему она способствует,как правильно ее развивать. Это говорит о том, что о проблемах с координацией движений, мелкой моторикой большинство родителей задумываются только в школе, что приведет к затруднению в обучении, развитии речи. Воздействие на родителей осуществляю через традиционные и не традиционные формы - родительские собрания:

«Значение развития мелкой моторики руки», «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» (приложение №10, распечатанные памятки, анкеты для родителей на развитие мелкой моторики руки детей. (приложение №8) На развитие мелкой моторики негативно сказывается и то, что многие родители не дают своему ребенку пластилин, заменяя его другим материалом, более мягким по своей текстуре или сами выполняют задания вместо малыша, требующие развития мелкой моторики. В родительском уголке помещены рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные папки- передвижки по теме. Например:

«Развиваем моторику руки», «Играем с пальчиками и развиваем речь», «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей», «Пластилинография».(приложение №9)

Кроме того, с родителями были проведены консультации на тему: «Развиваем мелкую моторику с помощью прищепок»; «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации; «Развитие мелкой моторики с помощью пластилинографии»; «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

В процессе своей работы буду стараться привлекать родителей к активному участию в процессе по развитию мелкой моторики и развитию речи ребенка.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.

Вывод: Всё это доказывает, что систематические занятия дают очень хорошие результаты по развитию мелкой моторики детей - одного из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей» Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей». последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей» "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей". В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в системе здоровьесберегающих технологий .Отчёт по самообразованию «Составила: Бобровская Т. В., воспитатель Отчёт по самообразованию. Составила: Бобровская Т. В., воспитатель 2018.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» Традиционные методы Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения); Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки.

Рабочая программа «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством укрепления мелкой моторики рук» МБДОУ д/с «Сказка» с. Первомайское, Первомайский район Рабочая программа по теме «Развитие речи детей младшего дошкольного.

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста. Воспитатель: Цывкунова Е. Е. “Рука является вышедшим наружу Головным.

Влияние на развитие мелкой моторики на дальнейшее развитие речи у детей 2–3 лет находящихся в социальных учреждения ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (2-3 ГОДА) Статья посвящена воздействию.

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование речи детей дошкольного возраста Актуальность. Стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с января 2014 года рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая идея «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 13:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая идея «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Садбекова Куляш Жумабаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД