Валентина Порозова
Влияние лего-игр на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чажемтовский детский сад»
«Влияние Лего игр на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Из опыта работы
Подготовила воспитатель: Порозова В. В.
В дошкольном возрасте познавательный процесс у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская познавательная деятельность, чем больше она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Публикация «Влияние лего-игр на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Из всего многообразия конструкторов, которые используются в дошкольном учреждении, хотелось бы остановиться на ЛЕГО-конструкторе, который представляет собой «яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для развития познавательной деятельности ребёнка». С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться. Элементы конструктора Лего имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления Лего элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.
Познавательное развитие предполагает :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Для воспитателей детского сада использование Лего-конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности. Следовательно, накопленный опыт находит отражение в содержании математического образования периода детства на современном этапе и дает почву для его развития в будущем.
На этапе обучения ребенка в ДОУ большое внимание уделяется развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, а именно - охват образовательных областей, представляющих собой определенные направления развития и образования детей. Я считаю, что формирование элементарных математических представлений у дошкольников будет более эффективным при использовании такого вида деятельности как Лего-конструирование, которое является практической деятельностью, направленной на получение определенного заранее задуманного продукта, представляет собой приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Использование ЛЕГО на занятиях по формированию элементарных математических представлений позволяет:
•Показать, как образуются числа, сравнивать их;
•Знакомить детей с арифметическими действиями, формировать вычислительные навыки;
•Знакомить детей с составом числа и закреплять его;
•Формировать и развивать умение составлять и решать задачи;
•Показать детям, как образуются числа второго десятка, раскрыть особенности их названий и порядок следования при счете;
•Развивать логику и мышление;
•Развивать познавательные процессы и коммуникативные навыки;
•Развивать мелкую моторику рук, ориентирование в пространстве и на плоскости;
•Воспитывать аккуратность и четкость в работе.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, размер, строение и пр., у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель.
В конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Дети познают, что множество предметов в окружающем мире составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях- фундамент, стены, окна, двери и т. д. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости - зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.
Так же в конструировании у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Из вышеизложенного мы видим, что конструирование тесно связано с формированием элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
В процессе конструирования у ребенка так же происходит знакомство с формой, величинами, пространственными характеристиками, совершенствуется развитие логических приемов мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, что дает нам возможность использовать конструирование при формировании математических представлений у детей.
Дошкольники в процессе конструирования развивают математические способности, когда пересчитывают детали, крепления на пластине или блоке, когда вычисляют нужное количество деталей и их длину.
Особое внимание уделено дидактическим играм, с использованием Лего-конструктора, способствующим появлению у детей интереса к познавательной деятельности, развитию логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, мелкой моторики рук.
Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А. Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности». Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу». Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей :
- ребенок овладевает практическими знаниями;
-учится выделять существенные признаки;
- учится устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Мастерить модели, которые придумываешь сам, на первый взгляд кажется легче, но это не так. Игры с конструктором Лего способствуют :
• Развитию умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, устанавливать связь между их назначением и строением;
• Обучению планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
• Стимулированию конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу;
• Воспитание трудолюбия, стремления помогать друг другу, желания работать в коллективе.
Несмотря на растущую популярность компьютерных игр, конструктор незаменим для развития детей. Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов, многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получается результат.
Работая с детьми, мы выяснили, что все дети любят играть, конструировать, творить. Конструктор Лего - удивительно яркий, красочный, предоставляющий огромные возможности для познавательной деятельности ребёнка. Собирая конструктор, ребёнок создаёт новую игрушку, видоизменяет её, придумывает для неё всё новые и новые возможности. Дети получают огромное удовлетворение и приобретают чувство собственного достоинства, когда играют в то, что создали своими руками.