Надежда Скляр
Влияние конструирования на развитие мышления ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать
Влияние конструирования на развитие мышления ребёнка дошкольного возраста.
Педагогическому сообществу известно, какую роль играет конструирование в развитии ребёнка. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение продукта, задуманного заранее. По своей сути оно бывает различного вида: из природного материала, из бумаги, из строительного материала. Конструирование является для детей игрой, которая отвечает их интересам. В настоящее время такой вид деятельности, по мнению многочисленных специалистов, является средством всестороннего развития ребёнка. С помощью конструирования у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, логическое мышление, сенсорные способности и т. д. Когда ребёнок конструирует, он учится не только различать внешние качества предмета, но и развивает познавательные и практические действия, у него развивается способность производить достаточно для своего возраста зрительный анализ. Остановимся на видах конструирования и обозначим их возможное влияние на развитие ребёнка.
Публикация «Влияние конструирования на развитие мышления ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах
Конструирование оказывает влияние на развитие психических процессов, поскольку у дошкольников формируется пространственное мышление; развивается способность анализировать образец и использовать его в работе; развивается целостность восприятия; мелкая моторика;
Понятие «конструирование», чаще всего, сопоставляют с конструированием из строительного материала. В группах раннего возраста дошкольного учреждения педагоги знакомят с кубиками, кирпичиками, пластинами и т. д. Из этого материала дети способны создать предметы или вещи, которые они чаще всего встречают в своей жизни, т. е. у детей происходит процесс ассоциации.
У детей среднего дошкольного возраста конструирование происходит в непосредственной образовательной деятельности. Дошкольники начинают пробовать конструировать из бумаги, и этот процесс является более сложным, поскольку от детей требуется умение увидеть необходимую деталь объёмной. При таком конструировании у детей развивается умение анализировать, самостоятельно преобразовывать отдельные детали в определённую фигуру, выслушивать рекомендации воспитателя, воображение.
Для старших дошкольников рекомендуется осуществлять конструирование и с использованием природного материала. Для такого конструирования могут подойти плоды каштана, дуба, шишки, листья деревьев, их кора, мох и т. д. Не стоит забывать и о конструирование с использованием снега в холодное время года. По наблюдениям за детьми смело можно сделать вывод о том, что конструирование из природного материала очень тесно взаимосвязано с изобразительной деятельностью. Данный вид конструирования развивает у детей фантазию, художественный вкус, творческую деятельность детей.
Отметим, что в процессе конструирования у детей развиваются не только интеллектуальные процессы, но и формируются моральные качества личности. У дошкольников формируется чувство товарищества, сплочённости детского коллектива, поскольку они учатся совместно выполнять задания и достигать общей цели. Конструирование в дошкольном возрасте отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.
Игра «Танграм» направлена на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» / «часть» - все то, чем необходимо овладеть дошкольнику для развития предпосылок формирования функциональной грамотности.
Эффективное развитие творческого, стратегического и пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста - одна актуальных проблем дошкольного образования. Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Танграм – старинная китайская игра-головоломка. Она возникла более 2 тысячи лет назад. Известно около семи тысяч различных комбинаций
Есть много легенд про Танграм, одна из них:
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей. Танграм — одна из множества вариаций игр в основу которых положено решение логических геометрических задач на разрезание. Исходное базовое тело или фигура разрезается на определенное число элементов (танов). Они создают исходный материал, из которого требуется сложить ту или иную фигуру. Различие в комбинации исходных базовых элементов порождает целый класс головоломок, как в случае плоских фигур, так и объемных.
Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.
Все собираемые фигуры должны иметь равную площадь, т. к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что:
1. В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов.
2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т. е. располагаться только в одной плоскости.
3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
В игре Танграм можно выделить 3 основные категории заданий:
1 этап:
1. Поиск одного или нескольких способов построения данной фигуры
2 этап:
• Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников детьми составляют квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
3 этап:
Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.
С «Танграмом» ребёнок научится логически мыслить, анализировать изображения, выделяя геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот. Эта игра развивает воображение, комбинаторные способности, внимание, наглядно - образное мышление, умение работать по инструкции, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику.
В конце я хочу вспомнить слова китайской пословицы:
«Расскажи мне - и я забуду,
Покажи мне – и, может быть, я запомню,
Но вовлеки меня, и я пойму.