Татьяна Черногаева
Влияние искусствотерапии на детей с проблемами развития
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современного общества влияет на формирующуюся личность ребенка особым образом: детская психика страдает от трудностей и проблем внешнего мира. Ребенок становиться раздражительным, расторможенным, агрессивным.
В настоящее время происходит поиск методов духовного и физического оздоровления детей. Важнейшей задачей педагогов и воспитателей является "экология души" ребенка, развитие его духовно-нравственного потенциала и перехода на качественно новый уровень мышления. Путь решения этой задачи заключается в погружении в мир красоты, искусства и природы.
Публикация «Влияние искусствотерапии на детей с проблемами развития» размещена в разделах
Расширение понимания творчества означает не только внешнее творческое самовыражение ребенка в музыке, танце, рисунке, но и внутреннее самотворчество, работа души над качествами личности: самовоспитание доброты, щедрости, отзывчивости сострадания, любви.
В последние десятилетия сложился научный подход в использовании произведений искусства для профилактики и лечения заболеваний. Искусствотерапия, как один из видов психотерапии, широко внедрен в медико-педагогическую систему реабилитации больных детей с помощью приобщения их к искусству.
Содержание программы искусствотерапевтического воздействия включает цирковые выступления, знакомство с фольклором, театрализованные представления (кукольные, драматические спектакли, оперетты, знакомство с танцами народов мира, с классической музыкой, классическими музыкальными инструментами, с известными композиторами; беседы о музыке.
В основе искусствотерапевтических мероприятий лежат следующие принципы:
-духовность (воспитание потребности познания окружающего мира, себя в этом мире, смысла своего существования);
-ориентированность (воспитание нравственных качеств, создание системы ценностных ориентаций, необходимых для саморазвития ребенка);
-гуманизация (создание целевой установки на понимание главных целей человека, формирование гуманитарного мировоззрения);
-эстетичность (побуждение личности к умению понимать и создавать красоту, приобщение к искусству и создание условий для творчества);
-развитие (создание целостной системы по развитию мышления, повышение речевой культуры, коммуникативных способностей детей);
-гармонии (гармонизация развития тела, ума, души через красоту, музыку, через сотворчество себя и окружающих);
-нравственность (раскрытие богатства человеческой личности, путей ее самосовершенствования и самовоспитания);
-компенсация и коррекция дефектов (устранение и уменьшение патологических проявлений со стороны нарушенных механизмов развития у детей).
Искусствотерапия решает вопросы гармонизации внутреннего мира ребенка, активизирует положительные эмоции, создает ощущение душевного комфорта, формирует первичные навыки психической саморегуляции. Средствами искусствотерапии происходит влияние на развитие всех психических процессов, включая мышление, память, внимание, речь воображение. Данное направление стимулирует ребенка принимать активную позицию, выражать себя в действии.
Восприятие любого действия требует усилий и концентрации внимания. В процессе общения ребенка-зрителя с произведением возникают сложные коммуникативные отношения "автор-произведение-зритель". Такие отношения определяют "сотворчество", когда произведение выступает посредником во внутреннем диалоге между автором и ребенком.
Целительная сила искусства заключена в самой его природе, как отражении гармонии мира. Погружение в него пробуждает творческое начало каждого ребенка, изменяет отношение к состоянию своей болезни, отвлекает от тягостных мыслей, способствует его психической адаптации. Снижение психического напряжения связано с разрешением различных конфликтных ситуаций в подсознании ребенка, имеющего проблемы развития.
Важно помнить, средства искусствотерапии позволяют воздействовать на личность ребенка не прямо, а опосредованно, достигая при этом реализации поставленных воспитательных целей.
О том, что положительные эмоции благотворно влияют на человека, известно давно. Многими исследованиями было отмечено влияние положительных эмоций на биохимические и нейробиологические процессы. Во время смеха у детей учащается пульс, ускоряется дыхание, тормозится выработка гормонов стресса, повышается количество эндорфина ("гормона счастья", действие которого сходно с обезболивающим средством.
Поэтому использование данной технологии с детьми, имеющими тяжелые заболевания центральной нервной системы, активно применяется и имеет огромное значение в процессе реабилитации.