татьяна мельник
Влияние игровой деятельности на развитие произвольного воображения у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(INFLUENCE OF GAME ACTIVITY ON DEVELOPMENT OF ANY IMAGINATION IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE)
Мельник Татьяна Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 240» городского округа Самара (Россия)
Melnik Tatyana Aleksandrovna
Публикация «Влияние игровой деятельности на развитие произвольного воображения у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Municipal budgetary preschool educational institution "Kindergarten of the Combined Look No. 240" of the city district Samara (Russia)
___
Аннотация: В период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребенка, формируются и изменяются психические процессы такие как память, внимание, воображение. Появляются новые представления окружающего мира. Наряду с реальным миром у детей может появиться свой, воображаемый мир. Воображение играет значительную роль в развитии мышления и умственных способностей младших школьников.
Ключевые слова: Игра, дети младшего школьного возраст, воображение, память, внимание.
Summary : In the period of younger school age there are essential changes in mentality of the child, mental processes such as memory, attention, imagination are formed and change. There are new representations of the world around. Along with the real world children can have the, imagined world. The imagination plays a significant role in development of thinking and mental capacities of younger school students.
Keywords : Game, children younger school age, imagination, memory, attention.
Воображение детей дошкольного возраста является обычно непроизвольным, его предметом является то, что очень взволновало, захватило, привлекло ребенка: прочитана сказка, пересмотрен мультфильм, новая игрушка.
Образы воображения у детей младшего школьного возраста еще неустойчивы, направление ее работы быстро изменяется под влиянием внешних впечатлений.
С каждым годом воображение детей становится устойчивым.
По мнению Д. Б. Эльконина, школьники среднего и старшего возраста могут долго играть в одну сюжетную игру, даже после перерыва на другие дела легко возвращаются к предыдущему сюжету. [2, с. 124]
С развитием непроизвольного воображения возникает произвольное воображение, обусловленное участием школьника в новых, более сложных видах деятельности, изменением содержания и форм общения со взрослыми и ровесниками. [2, с. 126]
Произвольное воображение - целенаправленное, осознанное воспроизведение и преобразование полученных ранее впечатлений. [2, с. 131]
Сначала образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Позже она проявляется и в других видах деятельности, которые требуют предварительного планирования. Целеустремленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов с каждым годом повышаются, что проявляется в большей длительности игры на одну тему, устойчивости роли и, детальном ее планировании. [1, с. 108]
Со способностью планировать связано умение создавать целостные произведения. Младшие школьники способны фантазировать произвольно, до начала деятельности планируют процесс выполнения замысла, предварительно выбирают и готовят необходимые предметы. [1, с. 112]
Развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. Со временем младшие школьники самостоятельно представляют план своих действий. Прежде всего, это происходит в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, т. е. с использованием реальных объектов и ситуаций на основе согласованности действий участников. [2, с. 142]
Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, обязательно подразумевает опору на реальные предметы и внешние действия.
Итак, можно предположить, что формирующим воздействием на развитие воображения у младших школьников является создание мнимых ситуаций и образов в совместных действиях взрослого и ребенка. Всё это возможно лишь на уровне эмоционально-личного общения, например: - обманные движения, шутки, розыгрыши, звукоподражания, изображающие движения; - игровое, занимательное преобразование предметной среды, неспецифическое использование предмета, придание ему несвойственных значений, преобразование внешнего облика, моделирование на игрушках бытовых сюжетов, одушевление предмета путем словесных обращений к нему и приписывания поступков. - создание образов путем иллюстраций слова условным действием или рассказом-интерпретацией, придание образного смысла бесформенным объектам, привнесение образного смысла в преобразующие и моделирующие действия ребенка, или плана в его импульсивные действия. По мнению Д. Б. Эльконина, стимулирующие воздействия взрослого осуществляются в разных формах: побуждения повторить образцы игры с предметом или воспроизвести реальное действие на игрушке, создание развивающей предметной среды, снятие запретов на перемещение и неспецифическое использование предметов, терпимость к варьированию ребенком способов действий, заинтересованное внимание к детским рассказам и игре, предложение «Покажи, как», вопросы по поводу его намерений в бытовых действиях, в игре, а затем и в продуктивной деятельности. Вокруг ребенка складывается особая атмосфера доверия к его активности и стимулирования специфически человеческих ее форм. В литературе отмечен обобщенный и схематический характер условного действия. Зарождаясь в совместных действиях ребенка со взрослым, условное действие становится первоначальной формой представлений, опорой понимания рассказа и навсегда остается средством создания мнимой ситуации в игре, драматизациях, мысленном эксперименте. Выразительные возможности условного действия оказываются недостаточными, когда требуется создать детализированный образ со специфическими особенностями. Более совершенным средством оказывается слово. Оно позволяет выразить и действие, и отличительные черты, и характер персонажа. Слово придает динамичность образам, возможность изменять соответственно условиям, играть ими, наделять нереальными свойствами, комбинировать и обобщать до уровня идеалов, представлять личностное взаимодействие с образами и в то же время учитывать логику воображаемых событий. [4, с. 221]
Большая роль в формировании воображения у младших школьников отводится игре. Игра – это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе игры. Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, тесно переплетаясь с повседневной деятельностью, спортом, искусством и т. д. [3, с. 25]
По мнению Е. В. Зворыгиной, игра – это имитация какого-либо действия, совершаемого в реальной жизни. Играть можно во всё. Следует понимать, что единственное отличие игры от реальной деятельности – это её непродуктивность. Игра – это сложное, многогранное явление. В играх происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. [5, с. 115]
Таким образом, игра - это имитация какого-либо действия, совершаемого в реальной жизни. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Именно игра максимально подходит для развития произвольного воображения у детей младшего школьного возраста.
Список использованной литературы
1. Богословский В. В. основы общей психологии. – М., 1981.
2. Боровик О., Развиваем воображение// Школьное образование. – 2001. -№1(49)- с. 14.
3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте//СеменюкЛ. М.
5. Выготский Л. С., Лекции по психологии. – С. -\Пб, 1997.