Ольга Суханова
Влияние игр с пальчиками на развитие речи ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние игр с пальчиками
на развитие речи ребенка дошкольного возраста.
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем
ребёнок умнее».
В. А. Сухомлинский
Истоки способностей, дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Публикация «Влияние игр с пальчиками на развитие речи ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Значение пальчиковых игр для детей трудно переоценить.
Известными исследователями Института физиологии детей и подростков
(А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина) была доказана связь пальцевой моторики и речевой функции.
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие многих зон головного мозга, и в большей степени речевых центров.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи шло параллельно, то есть одновременно… Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук».
М. М. Кольцов
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию».
В. М. Бехтерев
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Развитие мелкой моторики способствует:
• Регулярно опосредованному стимулированию действия речевых зон коры
головного мозга, что положительно сказывается на развитие речи детей.
• Расширению и активизации словаря ребёнка, а также развитию памяти и
мышления.
• Развитию творческого воображения детей.
• Манипулированию с предметами по образцу, проявлению фантазии.
• Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
Пальчиковые игры очень полезны для общего развития.
• Способствуют развитию речи.
• Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
• Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками
можно «рассказывать» целые истории!
• Активизируют моторику рук.
• Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
• Развивают память.
• Развивают эмоциональность и т. д.
Пальчиковые развивающие игры для детей в стихах:
Когда ребёнок освоит свободное выполнение фигурок то упражнение можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кистей пальцев рук. Нужно добиваться чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко без труда, приносили ему радость.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»
В. Сухомлинский
Цель работы:
Совершенствование системы работы по развитию мелкой моторики как средства развития речи дошкольников, через игры с пальчиками.
Задачи:
• Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
• Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, развивать
• тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами.
• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
• Активизировать словарь в процессе расширения представлений об
• окружающем мире.
• Учить правильно, держать карандаш, ручку, фломастер; уметь владеть ими,
• используя самомассаж, игры и упражнения.
• Активизировать словарь в процессе расширения представлений об
• окружающем мире. Развивать зрительно-двигательную координацию и
• ловкость пальцев, произвольность и точность движений.
• Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь,
• глазомер, познавательный интерес, фантазию.
• Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение
• работать в коллективе и индивидуально.
Правила работы по развитию мелкой моторики:
• Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
• Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития возможности,
настроение.
• Работу провожу регулярно, систематически.
• Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
Диагностические методы
Работа с бумагой:
• Вырезание ножницами;
• Обрывание листа бумаги.
Тактильные ощущения
• Узнавания предмета;
• Узнавание качества и формы предмета
Сила тонуса
• Сжатие рук взрослого одной (двумя) руками.
Координация движений
• Вдевание нитки в иголку;
• «Ладонь – ребро – кулак»
Пальчиковые игры
• Игры с пальчиками.
• Пальчиковые игры со счётными палочками и цветными пуговицами.
• Пальчиковые игры со скороговорками.
• Пальчиковые игры со стихами.
• Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
• Пальчиковый алфавит.
• Пальчиковый театр.
Принципы:
• Принцип осознания совершаемых действий
• Принцип развернутости освоения навыков
• Принцип обратной связи
Организуя работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук, я использую разные формы организации образовательного процесса:
• упражнения с использованием бумаги,
• игры со счетными палочками,
• упражнения с использованием пластилина,
• игры с крупами,
• игры с крупами,
• игры с пальчиковым театром,
• различные конструкторы и мозаики,
• бусы,
• различные шнуровки,
• работа с трафаретами и мн. другое.