Лидия Новоселова
Экологическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
В художественной литературе о природе сочиняются научное содержание и художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней: с другой – обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их; в процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т. е. понимая связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Общие принципы отбора произведений, традиционно сложившиеся в дошкольной педагогике, следующие.
• Доступность произведений детскому пониманию. Взрослому нужно помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу. Важно побеседовать о прочитанном, чтобы помочь ему «прожить» услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий. Еще К. Д. Ушинский говорил о том, что произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понятно им.
• Реалистичность. В данном случае важны не сказки или басни о животных, где они действуют как люди (пекут блины, читают газеты, играют на музыкальных инструментах, а стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и пр.
• Привлекательность для детей. По возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.
Не нужно читать дошкольникам, особенно младшим, объемные книги с подробными описаниями природы. Малышам 3-4 лет будут более интересны небольшие стихи, загадки, потешки, описательные загадки, короткие сказки и истории. Дети 5-6 лет с увлечением отгадывают сложные метафорические загадки, запоминают пословицы и поговорки, слушают большие рассказы. Можно прерывать чтение вопросами, краткими уточнениями или, ставя каждый раз «логическую точку», читать книгу в течение нескольких дней.
В любом случае главное – умение взрослого преподнести ребенку произведение: выразительность исполнения, выбор темпа, длительность пауз. Монотонное и невыразительное чтение в данном случае абсолютно невозможно. Рекомендуется сочетать чтение художественных произведений не только с беседами, но и с играми и наблюдениями на прогулках, экскурсиями, посильным трудом в природе. Так, во время прогулок во дворе можно прочитать стихи о погодных явлениях (солнце, дожде, снеге, в зоопарке – стихи и загадки о зверях, на даче и в лесу – о растениях, грибах, насекомых и птицах.