Анна Берюнова
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2.
Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство. В. А. Сухомлинский.
Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путём включения ребёнка в активную трудовую деятельность.
Публикация «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Основные задачи трудового воспитания в дошкольном детстве :
• формирование положительного отношения к труду
• ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам
• формирование трудовых навыков, навыков организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Слайд 3. Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.
Любые познавательные занятие, беседы, экскурсии не обходятся без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействие на детей. Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают леность. Народная мудрость учит детей любить труд и уважительно относиться к труду других людей. В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.
На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения, составляемые на любую тематику. Точно так же неизвестно и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие речи, способные в процессе разговора достаточно выразительно, а также очень точно характеризовать и описать какое-либо происходящее явление.
Слайд 4. Неоспоримым остается только один факт: и поговорки, и все пословицы, могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории. Этот вид жанра стал даже по истечению длительного времени, а именно, столетий, самым необходимым и стойким в нашем быту. Пословица представляет собой не простое изречение. Прежде всего, ее суть выражает то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были когда-то давно заключены народные оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдением со стороны народа.
Если говорить о том, как именно пословицы и поговорки влияют на развитие детей, то стоит вспомнить каждому из нас свой жизненный опыт. Мы все слышали пословицы с самого детства, к ним привыкали. Но никто из нас не заучивал их специально наизусть. Благодаря своей легкой словоформе и особому ритму при произношении, такой вид жанра автоматически откладывался в нашей голове и запоминался. Если детям рассказывать пословицы и поговорки, это будет способствовать развитию логики и абстрактного мышления. Дети смогут расширить свой кругозор, смотреть на многие вещи по-другому, сформировать литературные и художественные навыки собственной речи.
Слайд 5. Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания.
В самообслуживании (умывание, одевание и т. д., широко используются потешки. Дети, приговаривая потешки про водичку, учатся аккуратности, правильному и бережному пользованию водой и мылом. Читая стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», побуждают следить за своей опрятностью. В хозяйственно-бытовом труде также используются потешки.
А при чтении р. н. с «Репка», «Теремок», у детей воспитывается трудовой коллективизм.
Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности.
Слайд 6. В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознаны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада.
Расширяется кругозор детей путем ознакомления : «Кем работают мамы и папы»; «О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчик, стюардесса и др., «О труде строителей» - маляр, каменщик и т. д. Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости.
Слайд 7. В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.
Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах. Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе».
Ступая в ногу со временем с детьми 5-7 лет, воспитатель знакомит и с современными профессиями. Например, фотограф, косметолог, программист, бухгалтер, менеджер и др.
В работе используется беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок. Например, стих А. Барто «У фотографа».
Слайд 8. Вывод:
В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
“Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим”. В. А. Сухомлинский