Татьяна Ивановна Холопова
Влияние гаджетов на развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные родители активно используют и внедряют в жизнь своих маленьких детей разнообразные гаджеты - телефон, планшет, компьютер и прочие, мотивируя это тем, что это отличный способ занять ребенка. Например, дети тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Помочь отвлечь их в этой ситуации помогут смартфон или планшет с мультиками или играми.
Публикация «Влияние гаджетов на развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
Еще один пример – это развитие познавательных процессов через познавательные мультики или обучающие игры. Конечно, современные требования к жизни высоки: уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера. Поэтому многие родители с младенчества приучают своих детей к гаджетам, учитывая общие рекомендации для малышей 2-3 лет.
В целом, мнение ряда специалистов сводятся к тому, что можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры, и контролировать время, проведенное ребенком с гаджетом. Авторы ряда статей утверждают, что ребенку в возрасте до 3 лет можно заниматься с гаджетами от 20 минут до одного часа, делая небольшие перерывы.
Однако в СанПиНе 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года) сказано, что при проведении занятий для детей с использованием компьютерной техники организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Так, в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.
Целесообразно считать, что аналогичные требования распространяются на продолжительность применения всех гаджетов для детей раннего возраста, применяемых в быту. Таким образом, время пребывания с любым гаджетом у ребенка 2-3 лет не должно превышать 10 минут. Компьютерные игры с навязанным ритмом применять не рекомендуется.
Наряду с сомнительными достоинствами применения гаджетов в таком раннем возрасте, существует ряд серьезных исследований, которые доказывают более существенные недостатки. А самое главное – что применение гаджетов для детей раннего возраста влечет за собой проблемы со здоровьем, сложности в развитии эмоциональной сферы, задержки интеллектуального развития.
Использование гаджетов в таком раннем возрасте препятствует нормальному развитию сенсорики : дети осваивают все компьютерные гаджеты, при этом совершенно теряясь при попытках собрать конструктор, зашнуровать или застегнуть одежду, затрудняются дорисовать картинку. Нарушения познавательной игровой деятельности приводят к недостаточному интеллектуальному развитию.
Компьютерные игры с навязанным ритмом (ритм, запрограммированный в игре, который играющие не могут установить по своему желанию) отрицательно влияет на здоровье детей. Играющий ребенок втягивается в игру, старается успеть выполнить все условия. В случае неудачи у него возникает агрессия, что обуславливает возникновение предпосылок для развития игромании, которой обычно сопутствуют различные вегетативные расстройства — повышенная потливость, тахикардия, покраснение кожи лица, астения, снижение аппетита, боли в области головы и сердца.
Детские врачи обратили внимание на то, что световые мелькания на компьютерном дисплее навязывают свои ритмы коре головного мозга. В результате у детей, увлекающихся компьютерными играми, могут возникнуть судороги и даже эпилептоидные приступы.
В свете рассматриваемого вопроса интересным представляется опыт австралийских ученых. Специалисты из университета Западной Австралии провели эксперимент, цель которого - показать взаимосвязь между увлечением гаджетами и процессом формирования мышц и костей у ребенка первых пяти лет жизни.
Предварительные результаты эксперимента показали, что дети, которые пользовались устройствами iPad, в течение 15 минут совершали меньше движений верхних конечностей и всего тела, чем во время игры в игрушки. Общий вывод, к которому пришли ученые, говорит о том, что если дети слишком много времени проводят за гаджетами, обладающими сенсорным экраном, то их мышцы и кости не развиваются правильным образом.
Психологи утверждают, что процесс взаимодействия ребенка с гаджетами, компьютерами и прочими цифровыми устройствами в раннем возрасте не удовлетворяет потребностей ребенка в его развитии в соответствии с возрастными этапами.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Гаджеты оказывают негативное воздействие на развитие ребенка раннего возраста в психофизиологическом, интеллектуальном, эмоциональном плане. Применение гаджетов для детей в возрасте до 3-х лет категорически не рекомендуется.