Анна Перепелка-Малинская
Влияние физического воспитания на интеллектуально-творческое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние физического воспитания на интеллектуально-творческое развитие дошкольников.
Аннотация: в статье рассматривается ряд психологических качеств, способствующих интеллектуальному развитию дошкольников, и влияние спортивного ориентирования, как одного из видов физического воспитания, на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей.
Публикация «Влияние физического воспитания на интеллектуально-творческое развитие дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: интеллект, мышление, восприятие, память, внимание, интеллектуальное развитие, творческие способности, спортивное ориентирование.
В настоящее время, согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования, важно ориентироваться на развитие познавательной активности, творческих способностей детей [5]. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен приобрести ряд новых для него качеств, необходимых в будущей школьной жизни, прежде всего, это достаточный уровень интеллектуального развития. По определению Д. Б. Богоявленской, интеллектуальное развитие проявляется в способности разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами [1]. Большинство психологов отмечают, что в основе интеллекта лежит развитие мышления. Поэтому интеллектуальное развитие ребенка, прежде всего, связано с развитием его мышления - это умение сопоставлять предметы и явления с целью нахождения сходства и различия между ними; анализировать, обобщать, находить новые связи и отношения между объектами. Мышление играет главную роль в структуре интеллекта, но не единственную, поскольку большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Восприятие является сложным и активным процессом, позволяющим воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, глубже понимать явления окружающего мира. Внимание способствует целенаправленному отбору поступающей в организм информации, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Благодаря действию процессов памяти возможно получение, хранение и воспроизведение определенной информации. Интеллектуальное развитие тесно связано с творческим потенциалом, способствуя развитию творческих способностей человека. Как отмечает Н. С. Лейтес [2], творчество ребенка проявляется не в результате, а в самом процессе деятельности, носящей творческий характер, когда требуется найти выход из неожиданной ситуации, решить сложную проблему. В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию развитие интеллектуально-творческого потенциала воспитанников осуществляется в процессе разных образовательных областей. Одной из таких образовательных областей является физическая культура. Среди средств физического воспитания дошкольников в последнее время начинает получать распространение спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участникам при помощи спортивной карты и компаса необходимо пройти как можно быстрее определенный маршрут, посещая контрольные пункты, расположенные на местности. При этом важно выбрать наиболее оптимальный путь движения [4]. В ходе занятий спортивным ориентированием, дети, помимо великолепной физической активности, укрепления здоровья, получают дополнительные знания и навыки, которые расширяют кругозор и способствуют развитию интеллектуально-творческого потенциала. Недаром данный вид физического воспитания считается интеллектуальным спортом, ведь ребенок не просто совершает пробежку по местности, но в тоже время и размышляет, анализирует, сколько пройдено, корректирует направление движения, внимательно фиксирует окружающее, при этом его переполняют положительные эмоции [3]. Элементарные знания о пространстве и навыки ориентации, которые получают дети, занимаясь спортивным ориентированием, необходимы для развития процессов мышления. Ориентирование требует от детей концентрации такого важнейшего познавательного процесса как внимание. Дети должны не отвлекаться, правильно распределять свое внимание, уметь быстро переключать его на разные объекты, тем самым развивая свойства внимания. Немаловажна роль спортивного ориентирования в развитии творческих способностей дошкольников. Прежде всего, это связано с использованием игровых моментов, которые включают в себя изобретательность, импровизацию, поиск, фантазию. Так, развитию наблюдательности, творческого мышления способствует умение ориентироваться в сложной обстановке. Спортивное ориентирование привлекает детей, сопровождается положительными эмоциями, связанными с активными движениями, духом состязания, что только усиливает развивающий эффект.
Таким образом, познавательно-развивающий компонент спортивного ориентирования является важнейшим составляющим фактором развития интеллектуально-творческого потенциала детей.
Список литературы
1. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - Ростов - на – Дону: Феникс, 2013. – 212с.
2. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы. [Текст / Н. С. Лейтес – М. : Педагогика,1984. - 266с.
3. Мухина, В. С. Возрастная психология. [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2009. – 544 с.
4. Соловьева, Т. В. Спортивное ориентирование, как средство развития и оздоровления дошкольников. [Текст] / Т. В. Соловьева // Инновационная деятельность образовательных учреждений, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи. – СПб. : Балтик-пресс, 2012. – С. 138-145.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rg.ru›2013/11/25/doshk-standart-dok.html