Алена Муравьева
Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Краткие выводы по первой главе
Таким образом, профессиональная деятельность воспитателя должна основываться на социально-педагогических факторах. И задача любого руководителя – правильно сориентировать педагога в этом вопросе. Понятие «профессионализм» - это соответствующие знания и опыт педагога, способного предвидеть возможные результаты, диагностировать их, анализировать педагогическую ситуацию и моделировать более эффективную систему действий в процессе достижения результатов, корректировать собственную деятельность и обосновывать пути ее дальнейшего совершенствования». Одним из главных условий развития профессиональной компетентности педагогов является научно-методическое сопровождение. Сопровождение – залог успешного действия любой технологии.
Публикация «Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста, Часть 2» размещена в разделах
Произошедшие изменения социальной ситуации потребовали от педагогического сообщества пересмотра отдельных аспектов своей профессиональной деятельности : отказ от структуры традиционного мышления в педагогической деятельности; осознание педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации, поскольку от этого напрямую зависит эффективность реализации образовательных технологий, наличие активной жизненной позиции, необходимой для установления деловых контактов с коллегами (участие в творческих конкурсах, публикации, представления педагогического опыта на уровне района, города).
Глава 2. Основные методические направления работы воспитателя детей дошкольного возраста
2.1 Нормативно-правовые основы работы воспитателя детей дошкольного возраста
В настоящее время любому воспитателю надо в своей работе базироваться не только на новинки методической литературы и традиционные подходы в дошкольном образовании, но и на знание нормативно-правовых документов.
Защита ребенка, забота о его жизни, развитии, воспитании и образовании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Об этом свидетельствуют принятые ряд международных документов по правам ребенка: «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»…
Под правовыми средствами обеспечения воспитания и развития детей дошкольного возраста принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Правовые средства и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности психически уравновешенного гражданина, включая нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики. Для работника воспитательного учреждения детей дошкольного возраста крайне важно сформировать соответствующую мотивацию – положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. По образному выражению известного отечественного психолога Л. И. Божович, потребность такого рода должна характеризоваться своей «ненасыщаемостью», прежде всего для воспитателей-профессионалов, других служащих образовательного учреждения. Лишь в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в воспитании детей дошкольного возраста. Правовые средства в воспитании являются частью всего процесса эмоционального благополучия личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.
Главный объект воздействия при правовом обеспечении обучения и воспитания - правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание педагога, воспитателя (профессиональной группы).
Правовые средства обеспечения эмоционального благополучия детей обладают относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Они представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных.
Правовая активность предполагает определенную степень интенсивности деятельности в социально-правовой сфере, более высокую, чем просто соблюдение и исполнение правовых обязанностей, превосходящую обычные требования к должностному поведению. При этом справедливо подчеркивается, что такая деятельность связана с дополнительными затратами времени, энергии, а иногда и материальными затратами.
Некоторые основные цели, указанные выше, достижимы лишь при соблюдении в правовой воспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике.
К средствам правового воспитания относятся : правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности, которым должен обладать каждый педагог любого образовательного учреждения, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами, а также трудовыми коллективами, группами и слоями населения.
В результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном, в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Дети, их благополучие и права, всегда находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ, который в данное время является главным механизмом международной помощи детям.
В принятой ООН в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой помощи.
Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация призывала родителей и отдельных лиц, все организации, власти и правительства признать изложенные в ней права, свободы и достоинства.
В ней провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях.
Время и продолжающиеся ухудшение положения детей, потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. За тридцать лет после принятия ООН Декларации прав ребенка многие представления изменились, сложились новые понятия и концепция прав детей приобрела более широкий характер.
Потребность в придании правом детей более высокого юридического статуса с особой силой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался 1979 году. В этом же году Комиссия ООН по правам ребенка приступила к созданию проекта Конвенции.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка.
Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.
Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Она идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.
Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально- депривилегированных группах детей : сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.
Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка.
Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей : выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.
Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.
Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
В этой области за последнее время появилось много нового в документах федерального и регионального характера, что необходимо отметить.
Во-первых, это Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Это большой документ, в нем отражено как дошкольное образование, так и общее образование, дополнительное образование. Нас интересует, прежде всего, дошкольное образование. В программе выделены сроки реализации каждого этапа:
первый этап – 2013-2015 годы
второй этап – 2016-2018 годы
третий этап – 2019-2020 годы
Таким образом, мы с вами находимся на 1 этапе и можем увидеть первые результаты его реализации. «На первом этапе реализации подпрограммы 2 решается приоритетная задача обеспечения равного доступа к услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей независимо от их места жительства, состояния здоровья и социально-экономического положения их семей. В образовательных организациях будут созданы условия, обеспечивающие безопасность и комфорт детей, использование новых технологий обучения, а также - современная прозрачная для потребителей информационная среда управления и оценки качества образования. Для этого будет обеспечена модернизация образовательной сети и инфраструктуры дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей с опорой на лучшие международные примеры. Будет внедрен Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, разрабатывается и внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
Действительно 1 января 2014 г. Вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" .
И это второй важный нормативно-правовой документ, с которым каждому воспитателю необходимо не просто ознакомится, а внимательным образом изучить. Из предложенной таблицы видно, какие изменения коснулись образовательных областей.
По ФГТ По ФГОС ДО
• физическая культура.
• здоровье,
• безопасность.
• социализация,
• труд,
• познание,
• коммуникация.
• чтение художественной литературы,
• музыка,
• художественное творчество 1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4 художественно- эстетическое развитие;
5 физическое развитие
Изучая документ, мы находим, что изменился и перечень видов деятельности, причем виды деятельности в ФГОС разделены на ранний возраст (от 1 года до 3 лет) и на дошкольный возраст (от 3 до 8 лет). Младенческий возраст не рассматриваем, по причине того, что большинство детских садов набирают детей в возрасте от 2 до 7 лет. Итак, давайте сравним какие есть изменения по видам деятельности.
Виды детской деятельности
По ФГТ По ФГОС ДО
От 1-3 От 3-8
1. игровая
2. коммуникативная
3. трудовая
4. познавательно-исследовательская
5. продуктивная
6. музыкальная
7. художественная
8. чтение х/л 1. предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
2. экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
3. общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
4. самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр. ,
5. восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
6. рассматривание картинок;
7. двигательная. 1. игровая;
2. коммуникативная
3. познавательно- исследовательская;
4. восприятие художественной литературы и фольклора;
5. самообслуживание и элементарный бытовой труд;
6. конструирование из различных материалов;
7. изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
8. музыкальная
9. двигательная
Из представленной таблицы хорошо видно, что произошли существенные изменения. Следовательно, можно сделать практические выводы:
Безусловно, в оформлении документации, а именно в плане воспитательно-образовательной работы появляются новые формулировки.
Воспитателям в такой переходный период необходима поддержка, а именно методическая поддержка старшего воспитателя и моральная поддержка психологической службы ДОУ.
В дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать постоянно действующий практико-ориентированный семинар по введению ФГОС ДО.