МААМ-картинки

Включение упражнений с самокатом в программу по физической культуре в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Вячеслав Кузнецов
Включение упражнений с самокатом в программу по физической культуре в ДОУ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение езде на самокат в ДОУ

Кузнецов Вячеслав Владимирович,

МБДОУ №7 ЦРР «Бережок»

Актуальность темы

В последние годы самокат приобрел большую популярность. На улицах наших городов можно увидеть все больше дошкольников, лихо гоняющих на самокатах. Это доставляет им радость, а также способствует физическому развитию. При этом не все дети владеют элементарной техникой безопасности при езде, их, как правило, никто не обучает специально, как надо реагировать в какой-либо непредвиденной ситуации. Катающийся на самокате дошкольник становится участником дорожного движения, даже если он катается во дворе своего дома – поэтому особое внимание при использовании самоката должно быть уделено обучению детей правилам поведения на дороге и правилам дорожного движения.

Публикация «Включение упражнений с самокатом в программу по физической культуре в ДОУ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Таким образом, самокат в настоящее время является популярным тренажером, выбор в пользу которого делают сами дети и их семья. Однако проделанный мною анализ показал, что данный спортивный тренажер незаслуженно обходят стороной при составлении программы по физической культуре в ДОУ.

Цель и задачи

Наблюдая за интересом воспитанников к катанию на самокате, и проанализировав возможности самоката как спортивного тренажера, я в своей работе решил использовать обучение езде на самокате для реализации и достижения целевых ориентиров ФГОС, и включить самокат в программу по физическому развитию.

При этом выделяются задачи:

1) интегрировать процесс обучения езде на самокате в учебную программу в соответствии с принципами ФГОС;

2) ввести в программу разнообразие, вызвать интерес детей к занятиям физкультурой;

3) развивать физические навыки воспитанников и укреплять их здоровье;

4) прививать любовь к спорту и интерес к здоровому образу жизни;

5) обучить воспитанников технике безопасности при катании на самокате и правилам поведения на дороге, знакомить с правилами дорожного движения.

Педагогические принципы, методы и приемы, соответствие ФГОС

Непосредственная образовательная деятельность при обучении езде на самокате строится в соответствии с основными принципами дошкольного образования, изложенными в ФГОС, такими как принцип обогащения детского развития, принцип поддержки детей в различных видах деятельности, возрастная адекватность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, содействие и сотрудничество детей и взрослых. Во время занятий уделяется внимание приобщению детей к социокультурным нормам, формирование познавательных интересов и познавательных действий.

В работе активно применяются игровые методы и преподавание посредством личностно-ориентированного подхода, соответствующие возрасту и познавательным интересам воспитанников ДОУ.

Возможности самоката для общего физического развития дошкольника

Образовательная область «Физическое развитие» согласно ФГОС включает в себя приобретение воспитанниками опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также связанной с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.

Самокат – это уникальный тренажер, с помощью которого возможно организовать двигательную активность детей в интересной для них форме, при этом реализуя требования ФГОС.

Во время катания на самокате задействуются все основные группы мышц, физическую нагрузку получают руки, ноги, брюшной пресс. Езда на самокате – это хорошая кардиотренировка, во время которой кровь активно насыщается кислородом. Общеукрепляющий оздоровительный эффект катания на самокате включает: укрепление сердца и сосудов, профилактику вегетососудистой дистонии; стимуляцию работы дыхательной системы, развитие легких; развитие глазомера, реакции; развитие концентрации внимания. Как спортивный тренажер самокат полезен для спины и суставов. Катание на самокате делает осанку ровнее, нужно только не забывать периодически, раз в 5-10 минут менять опорную ногу и отталкиваться другой ногой.

Самокат развивает координацию и умение держать равновесие, которые нужны не только для движения без травм, но также играют важную роль в формировании самооценки ребенка и его социальной адаптации. От того, насколько ловко и быстро ребенок двигается, играет в подвижные игры, зависит его уверенность в себе и своих силах при общении со сверстниками. Врачи рекомендуют развивать навыки поддержания равновесия и координации с раннего детства. Огромные возможности для этого нам способен дать именно самокат.

Техника безопасности при езде на самокате

Самокат, как любой спортивный тренажер, а тем более, как транспортное средство, требует внимательного и ответственного отношения и соблюдения техники безопасности.

У самоката короткая колесная база, поэтому для кувырка вперед достаточно небольшой ямки, камушка или ветки. Это надо учитывать, и кататься, особенно на начальном этапе, только по ровным, чистым дорожкам с асфальтовым покрытием. Другая характерная особенность самоката – это очень «вертлявое», по сравнению с велосипедом, управление, поэтому при катании руль следует обязательно держать двумя руками.

Пробовать кататься на улице можно только после того, как ребенком освоены торможение спрыгиванием, езда по прямой и повороты. Следует избегать катания ночью и в сумерки, так как при недостаточном освещении гораздо проще не заметить мелкие препятствия, которые станут причиной падения (выбоины, камешки и даже небольшие поребрики). Нельзя кататься вблизи автомагистралей, по обочинам автомобильных дорог, вблизи закрытых поворотов на дорогах, где проезжает автотранспорт.

Основные правила безопасности при езде на самокате для дошкольников во время занятий физической культурой:

1) приступать к упражнениям на самокате можно только после выполнения разминки;

2) во время катания быть предельно внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других;

3) первое упражнение, которые должны выполнить воспитанники – это торможение спрыгиванием; только после освоения торможения спрыгиванием возможно дальнейшее обучение другим упражнениям с самокатом;

4) руль при катании надо держать двумя руками, рулить только одной рукой нельзя.

Последовательность обучения езде на самокате, принципы и методы обучения

Обучение езде на самокате ведется в соответствии с педагогическими принципами доступности и последовательности. В первую очередь осваивается прямая езда, затем – торможение спрыгиванием, и только после этого можно приступать к изучению поворотов. После освоения данной базы можно переходить к более сложным упражнениям (катание по кругу, змейкой, объезд препятствий).

Если кто-то из воспитанников еще продолжает неуверенно себя чувствовать при выполнении базовых упражнений, он не должен допускаться к выполнению более сложных упражнений. Инструктор продолжает отрабатывать с ним необходимые начальные навыки езды в индивидуальном порядке, учитывая способности и возможности ребенка, до тех пор, пока воспитанник не обретет необходимую уверенность (принцип посильности и индивидуального подхода).

Основной метод работы при обучении езде на самокате – поточный, который позволяет при одновременной работе со всей группой уделять внимание каждому ребенку. По мере обучения базовым упражнениям применяется круговой метод обучения, во время которого инструктор работает с подгруппами воспитанников.

Обучение проводиться в соответствии с принципом наглядности, т. е. сам инструктор показывает детям правильное выполнение всех упражнений.

Последовательность обучения:

1. Начинаем передвижение прямо. Определяем толчковую ногу (это мы видим по тому, какой ногой ребенок чаще пытается оттолкнуться).

2. Учимся тормозить спрыгиванием. С самоката легко спрыгнуть, это самый простой и результативный способ затормозить. В некоторых моделях самокатов над задним колесом есть щиток, который можно использовать как тормоз, нажав на него толчковой ногой, но это требует уже определенного навыка езды, и, как показывает, практика, на начальном этапе обучения доступно не всем детям. Также, тормозить ножным тормозом эффективно получает только на небольшой скорости. В экстренном же случае торможение должно осуществляться спрыгиванием.

3.Повороты. Освоив передвижение на самокате прямо, учим делать повороты. Такой навык позволит маневрировать при объезде препятствий. Двигаясь вперед, при необходимости повернуть налево, выезжаем к правому краю дорожки, отталкиваемся левой ногой, поворачиваем руль влево. При необходимости повернуть направо, выезжаем к левому краю дорожки, отталкиваемся правой ногой, поворачиваем руль направо.

4. Катание по кругу. Умение поворачивать направо и налево следует закрепить, выполняя более сложное упражнение – катание по кругу то в одну сторону, то в другую.

5. Катание по сложной траектории. После освоения простых способов передвижения на самокате, можно предложить воспитанникам выполнить более сложные упражнения: езда зигзагом (змейкой, объезд фишек-препятствий.

6. Катание по дорожкам с подъемами и спусками. По мере освоения навыков катания можно усложнить задачу, и выбрать дорожки, которые имеют небольшие спуски и подъемы, а также дорожки с элементами неровностей (тропинка с выступающими корнями, разбросанными веточками или небольшой участок с гравием). Это позволит научиться притормаживать при спуске, двигаться в подъем, быть более мобильным и ощутить бурю эмоций.

7. Упражнения с игровыми элементами, «гонки». Самокат является прекрасным средством для различных эстафет и игровых заданий: провезти на самокате мешочек для метания, передача эстафетной палочки, ехать на самокате и пнуть толчковой ногой по неподвижному лежачему мячу и т. д. Эффективность и польза игровых методов на занятиях с дошкольниками не вызывает сомнений, педагогическая игра вносит яркую эмоциональную атмосферу, элемент соперничества и состязательности, необходимость соблюдения правил, - все это положительно сказывается на усвоении воспитанниками материала занятия, и способствует творческому и социальному развитию детей. Когда воспитанники освоили приемы катания на самокате, можно устраивать небольшие соревнования. В целях безопасности дети стартуют по одному, победитель определяется по секундомеру.

Подобные соревнования – биатлон на самокатах, были успешно проведены мною в прошлом учебном году. Воспитанники старших и подготовительных групп проходили дистанцию, подъезжали к огневому рубежу, метали мешочки с песком в цель, и после этого ехали на финиш. Победители определялись по наименьшему времени. Соревнования на самокатах прошли успешно.

Заключение

Включение обучения езде на самокате в ДОУ предоставляет уникальные возможности для физического и социально-коммуникативного развития ребенка, соответствующего целевым ориентирам ФГОС. При катании на самокате у ребенка развивается моторика, он становится более подвижным и выносливым, лучше овладевает основными движениями, учиться контролировать свои движения и управлять ими.

Применение во время обучения езде на самокате игровых методов, организация эстафет и соревнований способствует тренировке волевых усилий, умению следовать правилам, успешно взаимодействовать со сверстниками.

Включение самоката в программу по физической культуре способствует формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, интеллектуальных, и конечно, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Самокат интересен современным детям. Он соответствует их возрастным способностям и интересам. Самокат может быть безопасен в эксплуатации при соблюдении техники безопасности. Главное, что дети, освоившие навыки катания на самокате на занятиях в ДОУ, будут лучше подготовлены к условиям катания на улице. Воспитанники не только знакомятся с навыками безопасного движения, но и на практике учатся соблюдать их.

Публикации по теме:

Пластилиновая живопись в условиях реализации ФГОС в ДОУ Обновление содержания дошкольного образования предполагает повышение его качества. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего.

Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС до «Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями Педагоги.

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС Подготовила: воспитатель Муравлёва Галина Алексеевна Одним из требований к реализации основной образовательной программы является условие.

Инновационные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 34 г. Владивостока» Инновационные.

Инновационные технологии экологического воспитания посредством Рппс в условиях реализации ФГОС в ДОУ Консультация для воспитателей: «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в средней группе ДОУ в условиях реализации ФГОС Частное дошкольное образовательное Учреждение Детский сад №1 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Санкт-Петербурга.

Православный компонент в ДОУ в условиях реализации ФГОС «Детство-это целая жизнь. Ребенок-это не маленький человек, не будущий человек, а человек. Детство-время любви. Счастливым оно воспринимается.

Преемственность в работе педагога ДОУ и школы в условиях реализации ФГОС Школа всегда была для детского сада «старшим братом», на которого равнялись, у которого учились, с которого брали пример. И порой подготовка.

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в условиях реализации ФГОС  В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самой актуальной. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Включение упражнений с самокатом в программу по физической культуре в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 22:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Включение упражнений с самокатом в программу по физической культуре в ДОУ в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Вячеслав Кузнецов (УИ 1026007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД