Ольга Андреевна Павлова
Визуальная поддержка как система действенных методов в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование по теме: "Визуальная поддержка, как система действенных методов в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста"
Целевая аудитория: План работы ориентирован на детей 4-7 лет с ОВЗ (ЗПР, расстройства аутистического спектра и др.). Работа над проектом предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей.
Публикация «Визуальная поддержка как система действенных методов в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах
Постановка проблемы: В последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (особенно с проблемами нервно-психического характера). Начав работать в коррекционно-развивающей группе, мною были выявлены следующие проблемы: дети малоинициативны, не усидчивы, не могут довести до конца начатое дело, а порой вовсе отказываются от какой-либо деятельности. Как практика показывает, что чаще всего дети нуждаются в подсказках со стороны специалистов и родителей не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одного действия к другому.
Учитывая все эти особенности, я начала искать пути решения проблемы. Изучив множество технологий и приемы работы я пришла к решению использовать в работе визуальную поддержку. Визуальная поддержка - это использование зрительных стимулов (картинок, надписей, пиктограмм, мнемотаблиц и т. п.) для улучшения восприятия, запоминания и понимания информации.
Исходя из анализа литературы, о визуальных средствах можно выделить следующие формы. Наиболее нам известные игры с предметами, работа с карточками, пиктограммами.
Наиболее применимые следующие формы:
Визуальное расписание (план занятия) – демонстрирует порядок активностей в течение дня или порядок действий на занятии. Показывает ребенку объем заданий и позволяет самостоятельно ориентироваться в объеме проделанной и оставшейся работы. В начале занятия на панель или доску прикрепляются карточки с изображением запланированной деятельности. По мере выполнения заданий карточки снимаются и откладываются в сторону, либо в контейнер с выполненным заданием.
Планшет «Сначала – потом» - визуальная система, которая мотивирует ребенка к совершению непривычной деятельности, к обучению новым навыкам, либо той деятельности, которая ребенку не нравится.
Визуальные инструкции – необходимы в работе с детьми, которые имеют трудности в понимании речи и для дальнейшей самостоятельной работы.
Визуализация правил поведения – визуальное отображение правил и норм поведения в учреждении позволяет детям самостоятельно осваивать нормы поведения в обществе.
Социальные истории – отображают ситуации, которые вызывают трудности у ребенка, а также описывают пути их решения. Применение историй способствует большему проявлению желательного поведения, улучшению навыков социального взаимодействия (например, делиться, соблюдать очередность, развитию коммуникативных навыков (например, просить того, что хочешь, говорить о чувствах). Социальные истории представляют собой индивидуально написанные истории с использованием наглядности (изображения или реальные фотографии, где описывается ситуация и правильные способы поведения ребенком в этой ситуации.
Визуальные цепочки последовательности действий – отображают последовательность действий и позволяют детям эффективно осваивать навыки и самостоятельно их применять.
Визуализация продолжительности деятельности – позволяет представить время наглядно. Дети понимают продолжительность деятельности, и это предотвращает нежелательное поведение.
Содержание плана: В данном плане представлена собственная педагогическая практика применения визуальной поддержки в работе педагога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста в МБС (К) ОУ «С (К) НШ-ДС №10».
Актуальность:
Методы визуализации способствуют :
Уменьшению тревожности. Доступная для понимания форма является опорой для вербальной коммуникации. Помогают ребенку ориентироваться в предстоящих событиях, их последовательности, знать о конечности (это закончится и будет следующее) дела/ занятия, что способствует снижению тревожности у детей с нарушениями в развитии.
Не дают возможность спорить.
При использовании визуального плана и визуальной инструкции, для ребенка смена событий происходит объективно, как данность, словно бы без личного требования со стороны взрослого. Если говорить детям: «Я хочу, чтобы ты …», некоторые могут отказаться это делать, но если говорить: «По плану или по инструкции сейчас …», он будет ей следовать.
Подготавливают к изменениям.
Визуальная поддержка в виде плана и инструкции сообщает ребенку, что должно произойти, и что ему ожидать дальше. Такая коммуникация позволяет детям использовать изображения, чтобы понять, что происходит вокруг них, и это облегчает их дальнейшую коммуникацию с окружающими.
Улучшают восприятие информации
Значительным преимуществом является постоянность графической информации: расписание неизменно укажет что дальше, а вот словесные указания мгновенно исчезают.
Визуальный способ предоставления информации имеет большое значение в социализации детей с РАС: помогает концентрировать и удерживать внимание; представляет информацию в форме, в которой дети с разными особенностями могут легко и быстро ее понять; проясняет вербальную информацию; дает возможность представлять ребенку абстрактные концепции, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения; обеспечивает структуру для понимания и принятия сообщения; помогает при смене активностей или местоположения.
Таким образом, визуализация организации развивающей среды для детей с РАС способствует их развитию, более быстрой социальной адаптации, поддерживает уверенность детей в себе. Разные виды визуальной поддержки помогают формировать важные жизненные компетенции, развивать коммуникацию, взаимодействие детей с окружающими и быть более успешными, самостоятельными в социуме. Кроме того у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля. Что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.
Цель: Развитие коммуникации детей с ОВЗ, понимания того, что происходит вокруг, взаимодействие с окружающими, посредством визуальной поддержки с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Задачи:
С детьми :
-образовательные: Познакомить детей с видами визуальной поддержки и способами применения в быту. Формировать у детей практические умения и навыки использования визуальной поддержки в процессе различных видов деятельности. Формировать способности самостоятельно ориентироваться в объеме проделанной и оставшейся работы. Обучить обработке и пониманию визуальной информации. Расширять представление детей о том, что происходит вокруг них.
-развивающие: Способствовать развитию коммуникации, социализации, ориентировке в предстоящих событиях. Развивать умение концентрировать и удерживать внимание; развивать невербальные средства общения. Способствовать развитию умения переходить от одного действия к другому.
-воспитательные: Стимулировать и поощрять самостоятельность дошкольников. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение довести работу до конца (предпосылки к учебной деятельности). Воспитывать доброжелательность, укреплять эмоциональную устойчивость.
С родителями: Вовлечь родителей в процесс поддержки детской инициативы и потребности в познании с помощью визуальной поддержки. Оказывать содействие семье по развитию у детей самостоятельности посредством использования визуальной поддержки.
С педагогами: Обогащать представления педагогов о визуальной поддержке.
Практическая значимость: Использование визуальной поддержки в работе детского сада может быть использовано не только воспитателями, но и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения в различных формах организации образовательного процесса. Также визуализация может быть использована для проведения совместных мероприятий с детьми и родителями.
Перспективы развития: Разработка методических рекомендаций для работы с детьми коррекционно-развивающей группы с использованием визуальной поддержки. План позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнять в различных видах деятельности.
Результаты:
Для детей: расширение знаний детей об окружающем посредством визуальной поддержки; позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я; развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции; снижение эмоциональной тревожности; развитие коммуникативных навыков; развитие самосознания; закрепление положительных поведенческих реакций.
Для взрослых: Сплочение детско-взрослого коллектива через различные формы взаимодействия с использованием визуальной поддержки. Активизация позиций родителей (законных представителей) воспитанников. Становление родителей (законных представителей) полноценными участниками образовательных отношений, появление сотрудничества между ребенком и родителями.
Для своей педагогической деятельности: Разработка рекомендаций по использованию методов визуальной поддержки. Повышение профессиональной компетентности.
Срок реализации: 1 год
Перспективный план на 2022-2023 учебный год
Этапы работы :
• теоретический (сентябрь).
Изучение литературы, методических материалов по теме самообразования. Определение цели и задач.
Составление перспективного плана работы.
Подбор дидактического, практического материала.
Беседа с родителями по выявлению знаний о визуальной поддержке детей.
Наблюдение за детьми. Диагностика детей.
Составление дидактических материалов по организации работы.
• практический (октябрь-апрель).
Создание дидактических игр, упражнений и пособий с использованием визуальной поддержки.
Составление картотеки игр с использованием визуальной поддержки.
Дети
Знакомство детей с дидактическим, практическим материалом и играми;
Введение в практику и дальнейшее использование визуальной поддержки;
Наблюдение за действиями детей, их выбором. Определение места педагога «уходящая тень» при работе детей с визуальным поддержкой (расписанием, планшетом, книгой).
Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и занятий с использованием визуальной поддержки.
Родители
Консультация «Виды визуальной поддержки и для чего они нужны».
Рекомендации для родителей «Рекомендации по выбору визуальной поддержки индивидуально для каждого ребенка».
Папка-передвижка для родителей «Визуальная поддержка – средство развития понимания ожидаемого поведения ребенком».
Консультация для родителей «Применение методов визуальной поддержки для улучшения памяти» (проверочные списки).
Памятка для родителей: «Формирование у детей навыков определения последовательности событий во времени с помощью визуальной поддержки».
Буклет «Применение визуальных стратегий для развития социальных навыков»
Консультация для родителей: «Применение методов визуальной поддержки для повышения мотивации у детей с ОВЗ»
Фиксация результатов, ход реализации работы в родительской группе в ватсап.
Педагоги
Консультация для воспитателей «Основные принципы разработки визуальной поддержки для детей с ОВЗ»
Папка-передвижка: «Широко используемые виды визуальной поддержки»
Буклет: «Использование визуальной поддержки при формировании академических навыков у дошкольников с ОВЗ»
Памятка: «Организованность визуального расписания в игровой деятельности детей с ОВЗ»
Рекомендации для педагогов: «Формирование КГН с помощью визуальной поддержки дошкольников».
• заключительный (май).
Сравнение фактических результатов с полученными
Запланировать дальнейшую работу по апробации дальнейших стратегий работы
Оценка появившихся затруднений в ходе работы
Итоговая диагностика детей;
Фото – отчет по работе с визуальной поддержкой детей.
Размещение рекомендаций для родителей при использовании визуальной поддержки в родительской группе в ватсап.
Выступление на итоговом родительском собрании «Визуальная поддержка в детском саду и дома».
Выступление с презентацией опыта работы на итоговом педсовете по теме «Использование визуальной поддержки, как система действенных методов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ». (Аналитическая справка).
Публикация материалов из опыта работы в педагогических интернет – сообществах.
Заключение. При работе с использованием визуальной поддержки отмечается : положительная динамика в развитии детей; преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся активными, снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и в своих возможностях. Внимание детей становится более устойчивым, повышается самоконтроль. Наблюдаются успехи детей в развитии речевой функции; повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.
Литература:
1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 6 лет. /Сост. И. А. Пазухина. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 272с.
2. Исханова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб: Детство-Пресс,2011. 208 с.
3. Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. Из-во Рама Паблишинг, 2021г. -280с.
4. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : сборник игр и игровых упражнений. – М. : Книголюб; 2006.
5. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М. : Просвещение; 2007.
6. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя дефектолога. М. : Владос, 2007. 176 с.
7. Никольская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М. : Теревинф, 2015. 224 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В работе с детьми необходимо использовать различные методы визуальной поддержки, что позволит вызвать интерес к некоторым видам деятельности, будет способствовать самостоятельности детей.
Месяц Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями Мероприятия с педагогами
Сентябрь Наблюдение за детьми. Мастер-класс для родителей на родительском собрании: «Использование визуальной поддержки в работе с дошкольниками с ОВЗ». Сбор дидактического, практического
материала.
Октябрь Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
Наблюдение за действиями детей, их выбором.
Проведение индивидуальных занятий с детьми. Консультация для родителей: «Виды визуальной поддержки и для чего они нужны».
Папка-передвижка: «Широко используемые виды визуальной поддержки»
Ноябрь Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и занятий с детьми с использованием визуальной поддержки. Рекомендации для родителей: «Выбор визуальной поддержки индивидуален для каждого ребенка с ОВЗ». Консультация для воспитателей «Основные принципы и виды разработки визуальной поддержки для детей с ОВЗ»
Декабрь Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и занятий с детьми с использованием визуальной поддержки.
Папка-передвижка для родителей «Визуальная поддержка – средство развития понимания ожидаемого поведения ребенком».
Консультация на родительском собрании: «Формирование КГН с помощью визуальной поддержки дошкольников». Буклет: «Использование визуальной поддержки при формировании академических навыков у дошкольников с ОВЗ»
Январь Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и занятий с детьми.
Определение места педагога «уходящая тень» при работе детей с визуальным расписанием.
Ход реализации работы в родительской группе ватсап.
Консультация для родителей: «Применение методов визуальной поддержки для повышения мотивации у детей с ОВЗ»
Публикация материалов из опыта работы в педагогических интернет – сообществах.
Февраль Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и занятий с детьми.
Определение места педагога «уходящая тень» при работе детей с визуальным расписанием. Консультация для родителей «Применение методов визуальной поддержки для улучшения памяти» (проверочные списки).
Памятка: «Организованность визуального расписания в игровой деятельности детей с ОВЗ»
Март Наблюдение за действиями детей с визуальной поддержкой.
Буклет «Применение визуальных стратегий для развития социальных навыков»
Рекомендации для педагогов: «Формирование КГН с помощью визуальной поддержки дошкольников».
Апрель Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и занятий с детьми.
Самостоятельная деятельность детей.
Памятка для родителей: «Формирование у детей навыков определения последовательности событий во времени с помощью визуальной поддержки». Публикация материалов из опыта работы в педагогических интернет – сообществах.
Май Наблюдение за действиями детей с визуальным расписанием в игровой деятельности.
Самостоятельная деятельность детей.
Фото – отчет по работе с визуальной поддержкой детей.
Размещение рекомендаций для родителей при использовании визуальной поддержки в родительской группе в ватсап.
Выступление на итоговом родительском собрании «Визуальная поддержка в детском саду и дома».
Выступление с презентацией опыта работы на итоговом педсовете по теме «Использование визуальной поддержки, как система действенных методов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ». (Аналитическая справка).