Щербенко Валентина
Визитная карточка кабинета педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой план работы педагога – психолога Щербенко В. С.
Срок реализации: сентябрь 2021 – май 2022 учебный год
Пояснительная записка.
Годовой план выстроен с учетом основной образовательной программы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения №1 «Детский сад «Рябинка», который составлен на основе программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, в соответствии с введением ФГОС ДО.
Публикация «Визитная карточка кабинета педагога-психолога» размещена в разделах
План работы определяет содержание и структуру деятельности педагога – психолога по основным направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 7 лет, родителями и педагогами МКДОУ.
Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Задачи:
В работе с детьми:
• Развитие эмоциональной сферы дошкольника.
• Развитие познавательных и психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения)
• Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
• Развитие интеллектуальной сферы дошкольника.
• Формирование позитивной мотивации к обучению.
Приоритетные задачи работы педагога-психолога на 2021-2022 учебный год:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о школе и процессе обучения, формирование личностной, волевой и интеллектуальной готовности к школе.
2. Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к самому себе.
В работе с воспитателями:
• Обеспечить психологическое просвещение педагогического персонала.
• Способствовать налаживанию благоприятного психологического климата в группах.
•Совместно с воспитателями планировать и разрабатывать развивающие и психокоррекционные игры с учетом индивидуальных и возрастных особенностей личности ребенка.
В работе с родителями:
• Обеспечить психологическое просвещение родителей, используя наглядную агитацию, индивидуальное и групповое консультирование.
• Оказывать психологическую помощь по запросам родителей.
Формы работы:
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование;
- развивающие занятия;
- тренинги;
- консультации.
Основные направления работы:
Диагностическое.
Коррекционно-развивающее.
Консультативное.
Просветительское и профилактическое.
Психодиагностическая деятельность.
Психодиагностика.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
• Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп с целью заполнения индивидуальных карт;
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;
• Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе.
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии.
В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.
Психологическое консультирование.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
Психологическое просвещение.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности
Перспективный план на 2021 - 2022 учебный год
Направление деятельности
• Работа с детьми
• Взаимодействие с педагогами
• Взаимодействие с родителями
• Методическая работа
Тема самообразования: «Работа с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми дошкольного возраста»
Период. Работа с детьми. Взаимодействие с педагогами. Взаимодействие с родителями.
Сентябрь
1. Подготовка кабинета к новому учебному году.
2. Наблюдение за периодом адаптации детей 1 младшей группы. Заполнение листов адаптации.
3. Изучение медицинских карт – сбор анамнестических сведений о детях ДОУ.
4. Сбор сведений о социально-психологическом микроклимате семей ДОУ, выявление семей высокого социального риска. 5. Рекомендации педагогам «Условия успешной адаптации».
6. Информационные буклеты:
• «Утренние расставания»
• «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».
7. Участие и выступления на родительских собраниях:
• «Улыбка малыша в процессе адаптации»
(1 младшая группа)
• «Формирование положительной самооценки у детей» (подготовительные к школе группы)
Октябрь
1. Диагностика познавательного развития детей (старшие, подготовительные группы).
2. Формирование коррекционных групп.
3. Помощь в организации детских подгрупп для проведения специально организованных занятий.
4. Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций.
5. Выявление детей группы риска: с проблемами в адаптации, развитии, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение)
6. Участие и выступления на родительских собраниях:
• «Игрушки в жизни детей» (средняя группа)
7. Информационно-справочный стенд «Подготовка к школе в условиях семьи и детского сада»
8. Подготовка консультаций и рекомендаций по работе с семьями детей группы риска.
Ноябрь
1. Подготовка тестовых материалов для диагностики уровня эмоционального благополучия детей; обработка и анализ результатов.
2. Диагностика уровня эмоционального благополучия детей старшей, средних групп.
3. Анкетирование «Стиль педагогического общения» 4. Оформление письменных рекомендаций по оптимизации детско-родительских отношений «Полезные подсказки для взрослых»
Декабрь
1. Заполнение карты мониторинга по адаптации к ДОУ.
2. Консультация «Наблюдение как основной метод воспитания» 3. Информационно-справочный стенд
• «Как заставить ребенка убирать игрушки?» (средние, старшие группы)
• «Самооценка ребенка: это важно!» (подготовительные группы)
Январь
1. Диагностика готовности к школьному обучению
2. Коррекционно-развивающая работа по готовности к школе с нуждающимися детьми, на основе диагностики.
3. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми.
4. Информационно-справочный стенд «Ребенок и компьютер».
Февраль
1. Коррекционно-развивающая работа по готовности к школе с нуждающимися детьми, на основе диагностики. 2. Психологический инструктаж (устная беседа с педагогами, письменные рекомендации) по теме «Улучшение социального статуса ребенка в группе как профилактика детских психологических травм»
3. Разработка памяток для родителей:
• «Кризис 7 лет»
• «Ребенок со страхами»
Март
1. Групповая коррекционная работа по графику.
2. Индивидуально корректирующая работа с тревожными детьми. 3. Консультация «Синдром эмоционального выгорания» 4. Выступления на родительских собраниях (по плану воспитателей).
Апрель
1. Повторная скрининговая диагностика готовности детей к школе по методике М. Семаго, заполнение карты мониторинга (подготовительная группа)
2. Заполнение индивидуальных психологических карт на детей, выпускающихся в школу.
3. Коррекция низкой мотивации к школьному обучению.
4. Составление прогноза адаптации выпускников ДОУ к школе. 5. Подборка развивающих игр и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития; рекомендации
6. Памятка для родителей
«Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение».
Май
1. Заполнение отчетной документации:
• о готовности детей подготовительных групп к школе;
• о проделанной работе за учебный год.
2. Выступление на педагогическом совете.
Тема: Анализ готовности выпускников ДОУ к школе. Прогноз адаптации»
3. Взаимодействие со школой.
В течение года
1. Диагностическое обследование вновь прибывших детей. 2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительных групп.
3. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам и личным наблюдениям.
4. Игровые занятия по эмоциональному развитию и снятию эмоционального напряжения (адаптация) с вновь прибывшими детьми.
5. Ведение текущей документации.
6. Подготовка материалов для коррекционно-развивающих игровых сеансов.
7. Индивидуально корректирующая работа с тревожными детьми.
8. Индивидуальное консультирование по запросам родителей.