Ольга П.
Виртуальная экскурсия «Знакомство с архитектурой города Балаково, Саратовской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальная экскурсия. Знакомство с архитектурой города Балаково, Саратовской области
Конспект НОД в подготовительной к школе группе № 5 воспитателей Еделевой О. П.
Тема: Знакомство с архитектурой города Балаково.
Программные задачи:
Образовательные:
• Знакомство детей с архитектурными памятниками родного города, современными строениями;
Темочки:
• Уточнить представление детей о профессии архитектора;
Развивающие:
• Развивать познавательные процессы.
• Развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, творчества и фантазию).
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к своему городу, интерес к его архитектуре;
• Воспитывать уважение к труду архитекторов, строителей, к национальному достоянию своей страны.
Материал к занятию:
- художественные фотографии с видами архитектуры города Балаково, предметные картинки, кукла Домовёнка, шкатулка, конструктор.
Ход занятия
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об архитектуре. В нашей стране, России, очень много разных городов и все они отличаются друг от друга своей архитектурой.
Архитектура – это искусство проектировать и строить сооружения, необходимые для жизни и деятельности людей. Это школы, детские сады, кинотеатры, жилые дома, больницы, магазины, и все здания, которые есть в городе.
У каждого человека есть место, где ему тепло и хорошо. Это его город, где он родился, где его родина.
Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором вы живёте?
Дети: Балаково.
Воспитатель: Чем является для нас наш город?
Дети: Малой родиной.
Воспитатель: Сейчас я прочту вам стихотворение Татьяны Боковой «Малая родина»
Малая родина – островок земли
Под окном смородина, вишни расцвели
Яблоня кудрявая, а под ней скамья,
Ласковая малая Родина моя
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес
В нём умещается словно полмира
Мама и папа, соседи, друзья
Город родимый, родная квартира
Бабушка, садик, котёнок и я!
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашему городу на автобусе, сядьте удобно, пристегните ремни. (Повторить правила безопасного поведения в транспорте) Подъезжаем к городу и видим стелу, которая указывает, что начинается город.
Показ презентации 1 кадр
Воспитатель: Выйдите из автобуса и отдохните.
Физминутка
Встаньте прямо, не сгибаясь,
Как растёт камыш.
И представьте, что вокруг нас
Солнце, речка, тишь.
Но подул вдруг ветерок, в небе облака,
Руки вправо, руки влево, шелестит листва.
Руки в стороны, как крылья широко раскинем,
Прямо голову держите, вы под небом синим.
Воспитатель: Возвращайтесь в автобус, продолжим путь.
Кадр 2
Одной из главных архитектурных достопримечательностей города Балаково считается особняк купца Паисия Мальцева. Дом, построенный в восьмидесятые годы девятнадцатого века саратовским городским архитектором Ф. И. Шустерем, является главным строением усадьбы. Помимо особняка в усадьбе находился сиреневый сад, конюшня, прачечная, дом для работников с хозблоком и оригинальная ограда с двумя литыми воротами. Это задание было построено очень давно, более 100 лет назад. Тогда не было на свете ваших пап и мам, и даже бабушек и дедушек
Воспитатель:- Ребята, кто-нибудь скажет, что это за здание?
Дети: Это музей.
Воспитатель: Да, это здание музея. В здании по настоящее время сохранены планировка, двери, печи, лепнина и паркет.
Воспитатель: Ребята, хочу вас познакомить с ещё одним памятником архитектуры (показ слайда 3). Белоснежный, невероятно легкий и воздушный храм Святой Троицы построен в 1911 году.
Архитектор : Ф. О. Шехтель лично приезжал в Балаково для контроля за ходом строительства. Существовала легенда, что стены храма выкладывались из тесаного камня скальной породы, который привозился из каменоломен Швеции и был очень дорог. Но скорее всего камень доставлялся из Жигулевских каменоломен, которые отсюда куда ближе Швеции. Мозаичные панно выполнены по эскизам И. О. Чирикова в петербургской мастерской Фролова. Основное здание храма было построено в 1911 году, а колокольня, крестильня и внешняя отделка были завершены к 1913 году
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим с вами ещё один снимок. Что это? (Слайд 4)
Воспитатель: Это Саратовская ГЭС. Её строительство началось в середине прошлого века, в шестидесятые годы, для того, чтобы в городах и окрестных сёлах было электричество.
Едем дальше, посмотрите, что это? (кадр 5)
Дети: Это обелиск. В честь кого зажжен Вечный огонь? Почему он называется вечным? (Ответы детей)
Да, дети, сюда приходят поклониться и почтить память тех, кто отдал свою жизнь ради нас с вами, сюда приносят цветы. Да много горожан воевало и не вернулось. На стеле выписаны имена погибших.
Наш город Балаково с каждым годом молодеет и становится всё современней. Но прежде, чем отправиться в современную часть нашего города, посмотрим на следующий слайд 6. Что это?
Дети: Это театр
Воспитатель: Это современная архитектура, в прошлом веке здесь был Дом культуры строителей.
А сейчас побудем строителями (пальчиковая игра «Строим дом»).
Воспитатель:Мы продолжим движение по шлюзовому мосту. Как вы думаете, для чего нашему городу этот мост? (Слайд 7)
Дети: Он соединяет старый город и новый.
Воспитатель: Ребята, а только по этому мосту можно попасть из одной части города в другой?
Дети: У нас построили новый мост.
Воспитатель: Как он называется?
Дети: Мост Победы. (Слайд 8)
Воспитатель: Проезжаем по центральной площади новой части города. Ребята, посмотрите, какое красивое здание спроектировал архитектор, а строители использовали в работе много пластика, стекла, Здание получилось очень современным и красивым. Это Банк. (Слайд 9) А рядом здание администрации. Оно построено в прошлом веке. Сравните их. (Ответы детей)
Подумайте, если здание построено из кирпича, мы говорим о нём оно (какое) кирпичное, из камня -, из стекла -, из дерева -. , из блоков? Дети, вы видели в нашем городе дома, построенные из блоков? (Ответы детей)
Ребята, благодаря кому в нашем городе были построены красивые дома?
Дети: Архитекторам, которые спроектировали эти здания и строителям, которые их построили.
(Раздаётся стук, входит «архитектор», садится за стол и начинает проектировать дом)
Архитектор я известный
Нарисую дом чудесный
Очень прочный и большой
И красивый и цветной.
Будут в доме магазины
Продаваться лимузины
Детский сад «Андрейка»
И вокруг скамейки.
Архитектор : Проект готов, где же найти строителей, которые смогут по нему построить дом?
Воспитатель: Уважаемый архитектор, у нас есть строители. Ребята, сможем мы построить дом по этому проекту?
Дети: Сможем (Дети строят дом из конструктора).
Воспитатель: Дети, расскажите о нашем доме, какой он?
Дети: Он разноцветный, большой, пластмассовый. Весёлый и лёгкий.
Воспитатель: А может он у нас получился, как домик у Ниф-Нифа? Проверим, прочный он у нас или нет.
(Дети становятся вокруг домика и дуют на вертушки)
Воспитатель: Домик устоял, значит он добротный, надёжный и прочный.
Продолжаем нашу экскурсию. Проезжаем мимо здания вокзала. (Слайд 10) Зачем нашему городу вокзал?
Дети отвечают.
Показ следующих слайдов 11 и 12
Воспитатель: Расскажите об этих домах. (Ответы детей)
Воспитатель: В завершении нашей экскурсии посмотрите на эти значимые для нашего города объекты. Как они называются? Нужны ли они нашему городу? (Слайды 13, 14)
Воспитатель: Дети, давайте подберём слова-родственники к слову «дом».
( Дети подбирают слова: домище, домашний, домовой, домик)
Воспитатель: Есть ещё одно слово «домовёнок» (объясняет значение этого слова и показывает куклу Домовёнка). Ребята, домовёнок Кузя приготовил для вас сюрприз, но чтобы узнать, какой сюрприз, мы должны рассказать ему о профессии архитектор.
Дети: Архитектор, это человек, который проектирует новый дом, а строители строят дом по его проекту.
Воспитатель: Представьте к нам в город приехали туристы из другого города или страны. Вспомните нашу экскурсию и расскажите гостям о том, что вы запомнили. (Ответы детей)
Воспитатель: Спасибо, дети, за ваши ответы и старания. Возвращаемся в детский сад в свою группу, где Кузя спрятал свой сюрприз в эту шкатулочку. Давайте её откроем и посмотрим, что там.
(Дети открывают шкатулку, в которой лежат призы)