Юлия Александрова
Конспект НОД «Знакомство с архитектурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- познакомить детей с понятием «архитектура», с архитектурой зданий, имеющих художественное и историческое значение,
- развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;
- углублять представления ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ,
- воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа,
- воспитывать заботливое отношение к своему дому, родному городу,
- обогащать словарь детей: жилище, древность, зодчество, настоящее, современность, архитектор, архитектура;
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с архитектурой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Предварительная работа: Чтение книг, рассматривание альбомов, иллюстраций с архитектурными сооружениями, показ презентации по теме.
Ход занятия:
Звучит космическая музыка (воспитатель читает стихотворение)
Я живу на Земле.
В этом сказочном мире.
И летаю во сне
В глубь веков на машине.
Восп: Ребята, давайте поиграем, для этого мы превратимся в путешественников. Но путешествовать мы будем не только по миру, но еще и во времени.
Представьте себе, что наши стулья - это кресла в машине времени. Пристегнули ремни, нажали на кнопки и полетели!
А вот и наша первая остановка! Кто изображен на экране?
Слайд (Первобытные люди)
Дети: Первобытный человек.
Восп: Нашего далекого предка окружала только дикая природа. Это леса, горы, пустыни. Природа дома не строит, а как использовать деревья камни или глину, человек тогда еще не знал. Первобытному человеку было холодно и, со всех сторон ему угрожали опасности. Человек стал искать, где бы ему спрятаться. Искал, искал и нашел ПЕЩЕРУ.
Слайд (Пещера)
Восп: Ребята, почему человек поселился в пещере? Кто думает по- другому?
Дети: Она прочная, сделана из камней.
Восп: Правильно, пещера – это пустое пространство в горе. Человек принес туда веток и сухой травы и соорудил себе постель. Устроил в пещере очаг, вход завесил шкурами животных, а стены украсил наскальною живописью.
Восп: А какие еще виды жилища были у первобытных людей, кто знает?
Дети: Шалаш.
Слайд (Шалаш)
Восп: Молодцы ребята! Человек придумал шалаш. Ребята, а, из каких материалов первобытный человек строил шалаш?
Дети: Из веток деревьев.
Восп: Правильно, для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и укрывали ветками.
Ребята, а как вы думаете, надежными ли были жилищами пещера и шалаш и почему?
Дети: Нет, сильный ветер мог сломать шалаш или сгореть от пожара. А в пещере было холодно.
Восп: Правильно, ребята! Многого боялся древний человек: диких зверей, лесного пожара, неожиданного нападения.
- Ребята я предлагаю вам продолжить наше путешествие и посмотреть, какие жилища строились в разных уголках земли (жилье иглу, вигвам и дом на деревянных сваях).
Слайды: вигвам, иглу, изба, сакля.
Архитектура это - дома, здания, сооружения.
А еще архитектура - это планировка дорог, садов, городов.
Архитектура – это пространство, которое создается вокруг человека из самых разных мелочей – площади, улицы, интерьеры.
Архитектура разных стран и разных времён отличается. Шедевры архитектуры запоминаются как знаки, которые определяют города и страны.
Слайд (изба)
- Ребята перед вами деревянный дом или в просторечии изба. Человек стал использовать в построении своего жилья стволы деревьев.
- С незапамятных времен, когда человек еще только вышел из пещеры и начал строительство своими руками он использовал дерево. Ведь дерево – один из самых экологических, удобных и легкодоступных материалов для строительства своего жилища. В летние месяцы он хранит прохладу, а зимой его можно прогреть за несколько часов. На Руси строительство из дерева получило широкое распространение. Искусство строить из дерева назвали деревянным зодчеством.
- Вы знаете, ребята, со временем жизнь людей стала меняться, они богатели, ремесло развивалось, и люди начали строить из камня и песка
Искусство строить назвали архитектурой, а человека, который занимается строительством и планировкой пространства вокруг нас назвали архитектором.
Стихотворение про архитектора
- Ребята, мы немного засиделись в наших креслах, давайте встанем и разомнемся!
Физминутка
Мы по городу шагаем
То, что видим, называем,
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты
И деревья, и кусты!
Восп: Молодцы! А теперь продолжим наше путешествие.
- Для того, что - бы выстроить дом, архитектор должен обладать научными знаниями, с помощью которых он создает архитектурные сооружения. Он использует математические расчеты и знания форм.
- Архитектура - это прочность, польза, красота.
Слайды: пирамиды, соборы, мечеть, Эйфелева башня
- Вот Софийский собор - гордость Стамбула, пирамиды – символ Древнего Египта, Эйфелева башня напоминают о Франции, амфитеатр – о гладиаторских боях Древнего Рима, разводной мост - Санкт-Петербург, а Кремль, конечно же, можно назвать сердцем России. Некоторым из этих сооружений много столетий.
- А теперь посмотрите на это архитектурное творение. Может, кто-то хочет о нем рассказать? (Нарын Кала)
Это самое древнее архитектурное сооружение России. Много веков стены крепости защищали своих жителей от врагов со всех сторон, от горных хребтов до Каспийской гавани. К сожалению южная стена была разрушена, но северная часть была реставрирована.
Слайды (Дербентская крепость)
- Все эти сооружения можно назвать памятниками архитектуры. Это не просто здания, они хранители памяти и могут «рассказать» нам многое о своем времени, о том, кто строил и украшал город.
К сожалению, такие явления как дождь, землетрясение, ветер, солнце могут разрушить эти творения. Для того, чтобы мы с вами могли увидеть эти памятники своими глазами, многие люди приложили немало усилий. Над сохранением внешнего вида и прочностью пирамид, дворцов, мечетей, мостов работают мастера-художники, строители, реставраторы. И мы, конечно же должны ценить чужой труд. Нельзя ломать, царапать…
Восп: А сейчас мы с вами проведем «Архитектурную викторину» и проверим, насколько, хорошо вы знаете архитектуру своего города.
Дидактическая игра «Есла «ДА» - похлопай, если «НЕТ» - потопай»
Слайды (Махачкала)
Восп: Вы молодцы, ребята. Теперь давайте слегка разомнемся.
Пальчиковая гимнастика:
Я хочу построить дом,
Чтоб окошки были в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
А вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
Солнце вышло,
Дождь пошёл,
И тюльпан в саду расцвёл
Восп: Когда вы станете взрослыми, может, и кто-то из вас станет архитектором — это очень важная, нужная, почётная профессия
Я предлагаю вам, уже сейчас попробовать себя в роли архитекторов
Конструирование оригами «Дома»
Восп: Молодцы, ребята! На этом наше путешествие закончилось, и мы с вами должны вернуться домой.