Наталья Лаврова
Конспект виртуальной экскурсии по Зарайскому Кремлю
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальная экскурсия в «Зарайский кремль»
Задачи
Воспитательные:
воспитание любви к родному краю
воспитание бережного отношения к культурному наследию
формирование основы нравственного поведения
Развивающие:
формирование художественного вкуса
развитие внимания, памяти, мышления, воображения
развивать эмоциональную сферу детей
Образовательные:
знакомство с историей и архитектурой кремля
Предварительная работа
с детьми:
Публикация «Конспект виртуальной экскурсии по Зарайскому Кремлю» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кремль, Спасская башня, Красная площадь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Оформление фотоальбомов «Мой край Зарайский». «Символика Зарайска», «Природа нашего края»
Беседа «Достопримечательности нашего города», «Что такое музей?»
Чтение «Евпраксия рязанская», Н. Пушкарёва, «Сказки зарайского края»
Р. Васильевой
Разучивание р. н. игр : «Плетень», «Водяной», «Гори, гори ясно!»
НОД «Большая и малая Родина», «Улицы родного города»
Выставка рисунков «Мой любимый город»
с родителями:
проект «Моя родословная»
подготовить фотовыставку о тех музеях, которые они посетили с детьми
викторина «Люби и знай свой край родной»
папка - передвижка «Познакомьте ребенка с родным городом»
педагога:
определение цели и задач экскурсии;
выбор темы;
отбор литературы и составление библиографии;
определение источников экскурсионного материала;
отбор и изучение экскурсионных объектов;
сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта,
составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
подготовка текста экскурсии;
определение техники ведения виртуальной экскурсии;
показ экскурсии.
Словарная работа :
Музей, архитектура, каменный век, орда, оккупанты, пестун
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, наборы лего
Дети сегодня мы с вами совершим увлекательную экскурсию в далекое прошлое нашего города Зарайска. Путешествие будет необычным – виртуальным : не покидая стен детского сада, мы увидим памятники города и познакомимся с их историей (рассказ сопровождается показом слайдов) Но прежде. чем отправиться в путешествие, скажите, что означают слова «памятники истории?», назовите их. ( Дети: это памятники. которые построены очень давно,в память о каких- то событиях. С родителями мы посетили храмы города: Благовещенский, Ильинский. Иоано-Предтеченский, Казанский. Побывали у памятника- надгробия княжеской семье, посмотрели на восстановление Никольского храма, прошли вдоль крепостных стен Кремля) .Как вы думаете, для чего был построен Кремль в городе? ( Дети: Кремль служил защитой жителей. Во время нападения врагов они прятались за его стенами и помогали воинам)
Зарайск, тебя на свете нет
родней,
Твой Кремль я знаю с детства,
с давних дней.
Над речкой Монастыркой
вознесен,
Не раз, не два с бедою встречался
он
И храмы в нем не избежали бед
Стоит он величаво сотни лет.
Наш город с поистине выдающейся историей. Первое упоминание о нем относится к 1146 г. Однако археологи, проводившие здесь раскопки, нашли стоянки людей каменного века. Название места не раз менялось: село Красное (красивое, Новогородок-на-Осетре, Никола-Заразский (по имени храма Николая Чудотворца, построенного в 1528, Заразский город, Зараской, Заразск. Кремль стоит в месте слияния речки Монастырки с Осётром. Прямоугольный формы, с четырьмя многогранными угловыми и тремя проездными прямоугольными башнями. Длина стены по длинной стороне около 500 м. В кремле 7 башен (Никольская, Казенная, Кабацкая, Спасская, Тайницкая, Богоявленская и Караульная). Для лучшего сообщения кремля с городом в его ранее глухой восточной стене пробиты дополнительные, Троицкие, ворота. Все ворота имели опускные решетки.
На территории кремля находятся : Никольский собор (1681, Собор Иоанна Предтечи (1901-1904, арх. К. М. Быковский, здание бывшего Зарайского духовного училища, сегодня в нем размещается Воскресная школа и крестильный храм Св. Серафима Саровского. Сначала Кремль был построен из дерева, но он был сожжен войсками хана Батыя в 1237 году. Позднее для большей прочности его построили из камней, которые скрепили между собой специальным раствором, замешенным на обычных яйцах Яйца для строительства везли все жители города и окрестных деревень. Сооружения крепости неоднократно ремонтировались. Главной православной святыней и исторической достопримечательностью города является Никольский храм, специально построенный для чудотворной иконы Николы Зарайского в 1681 году на территории кремля.
С чудотворной иконой Николы Зарайского тесно связана судьба одного из древнейших российских городов — Зарайска, в который в 1225 году был принесен «образ великого Чудотворца Николы Корсунского из города Херсонеса.
«Однажды сам святитель Николай явился в видении священнику Евстафию и повелел перенести свою чудотворную икону из города Херсонеса в пределы рязанские, в область князя Федора Юрьевича Рязанского». С давних пор икона Николая Корсунского находилась в г. Корсуни Оставив все свое имущество в Херсонесе, священник Евстафий вместе с женой Феодосией, сыном Евстафием отправился в дальний и неведомый край. В Великом Новгороде икона стояла в Софийском соборе, где перед ней молились великий князь Новгородский Ярослав и его малолетний сын — будущий непобедимый Александр Невский. Придя на Рязанскую землю, Евстафий, молитвенно обращаясь к святителю Николаю, просил его указать место, куда нужно идти и «покой обрести». В то же время Николай Угодник, явившись во сне удельному князю Феодору Юрьевичу, княжившему в г. Красном (ныне Зарайск, возвестил о прибытии своего чудотворного образа. Князь Феодор удивился словам святителя., но направился встречать святой образ, как ему повелел Николай Угодник. И с тех пор святитель Николай взял под свой небесный покров город и его жителей.
Спустя несколько лет князь Феодор женился на Евпраксии, и у них родился сын Иоанн. Через двенадцать лет после принесения иконы Русь испытала страшное нашествие татаро-монголов. Хан Батый потребовал от великого князя Рязанского десятую часть «в князех и в людех, и в конех». Чтобы защитить свое княжество и отвести от себя опасность, отец князя Фёдора решил поднести хану богатые подарки. Приняв дары, хан притворно обещал не воевать против рязанцев, но стал просить отдать ему красавицу жену князя Фёдора Евпраксию. Князь отвечал нечестивцу: «Аще нас преодолееши, то и женами нашими владети начнеши». Царь Батый велел вскоре убить князя Феодора Юриевича Рязанскаго и его людей.
Князь же Феодор назван «первым мучеником в Руси от князей».
Апоница, верный пестун князя Феодора, горько оплакивая смерть своего господина, поспешил в г. Красный, к княгине Евпраксии. Она стояла, держа на руках своего сына, в «превысоцем храме своем». Слуга поведал ей о происшедшем. Княгиня слушала его с глубокой скорбью. Обращаясь к ребенку, он сказал, что их ждет в скором времени. Евпраксия решила уйти из жизни вместе с сыном, чтобы не попасть в позорный плен и не изменить вере православной:. И в тот же миг выбросилась с сыном своим Иваном вниз и разбилась насмерть. В те времена в русском языке понятие разбиться, обозначалось словом «заразиться». Так с той поры, как княгиня Епраксия «заразилась» под окнами своего терема, на главной площади города, он и стал носить название «Зараск». Постепенно, в устах народа перешёл в Зарайск.
Княжескую семью похоронили вместе на территории Кремля. В1665году был установлен надгробный памятник. В наше время памятник находится возле Иоанно-Предтеченского храма. Трагическая смерть княжеской семьи повлекла за собой изменение названия иконы Святителя Николая; икона Николы Корсунского стала назваться иконой Николы Заразского.
В конце 17 века за городом окончательно закрепилось название Зарайск
Зарайский каменный кремль великолепно и полностью сохранился до наших дней. Мощные строгие стены древней крепости, как плотные ряды русского войска, сотни лет стоят на охране родимой земли. И будут стоять ещё многие годы, напоминая нам о героическом духе нашего народа, о том, как умели воевать и как умели побеждать.
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Что же нового и интересного вы узнали о своем городе? Проводится итоговая беседа, в ходе которой воспитатель обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное. выявляет впечатления детей, намечает творческое задание для них: нарисовать увиденное, подготовить рассказ, составить альбомы или, как в данном случае, построить из лего Кремль, Никольский Собор, Иоано-Предтеченский Храм, другие памятники старины внутри крепостных стен.
Вопросы:
1. Кто запомнил, как раньше назывался наш город?
2. На какой реке стоит Кремль?
3. Сколько башен у Кремля?
4. Что находится на территории Кремля?
5 Из чего был построен самый первый Кремль?
6. С какой иконой связана судьба нашего города?
7. Кто запомнил, как попала к нам икона Николая Чудотворца?
9. Какое страшное событие произошло через 2 лет после принесения иконы?
10. Что потребовал Хан Батый от рязанского князя?
11. Почему Евпраксия вместе со своим сыном рещила уйти из жизни?
12. Почему город стал называться Зарайском?
13. Где похоронили княжескую семью?
14. Для чего необходимо сохранять памятники старины?
.
Ознакомление дошкольников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, в развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине.
Экскурсионная деятельность (в том числе и виртуальные) в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательные, воспитательные задачи, а также экологическое, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Они делают жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, приобщают их к истинным ценностям, направляют мысли и стремления наших детей на путь познания добра, воспитывают интерес и любовь к родному краю
.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. - М. : Спарк. - 2010. - 189с.
2Алешина Н. В Патриотическое воспитание дошкольников МЦГЛ, 2005
3. Буре Р. С. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. - РСМ. : Перспектива. - 2010. - 209с.
4 Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г., Пантелеева Г. Н. и др. ; .Нравственно- эстетическое воспитание ребенка в детском Под ред. Ветлугиной Н. А. - М. : Просвещение, 2009. - 209с.
5. Година Г. Н. Нравственность и воспитание. - М. : Спарк. - 2011. - 289с.
6. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
7. Дерябина Л. Б. «Моя Родина Россия» СПБ Издательский дом «Литера2 2007
8. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М, : Владос. - 2008. - 289с.
9. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. Нечаевой В. Г., Марковой П. А. - М., 2010. -199с.
10. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М. : Просвещение. - 2010. - 109с. \1 Петровский В. А. Учимся общаться с ребенком. М. ,2010. - 239с.
11. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. - 2011. - 309с.
12 .Суслова Э. К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М. - 2011. - 398с