Светлана Чивтаева
Виртуальная экскурсия «Памятники Усть-Кута»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект виртуальной экскурсии на тему
«Памятники города Усть-Кут»
(старший дошкольный возраст)
Автор: Чивтаева Светлана Александровна
(педагог дополнительного образования МДОУ ДС № 48 города Усть-Кута)
Аннотация
В современном мире важная задача нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения – воспитание любви к Родине. Но начинать надо с малого – с того места, где дети живут, с родного города, его памятных мест.
Публикация «Виртуальная экскурсия „Памятники Усть-Кута“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии детей к памятникам войны
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Предлагаемый конспект виртуальной экскурсии сопровождается мультимедийной презентацией Microsoft PowerPoint. Он направлен на формирование духовно-нравственных, гражданских качеств личности, на развитие интереса к истории города и на формирование представлений о памятниках и событиях, которым они посвящены
Данный конспект могут использовать в своей работе педагоги младших классов, воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагогов. Материал, представленный в презентации поможет педагогам разнообразить занятия с детьми.
Актуальность
В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные экскурсии. Их преимущество перед обычными в том, что не покидая здания детского сада можно посетить объекты, расположенные за пределами детского сада города и даже страны, что значительно облегчает процесс ознакомления с родным краем.
Ключевые слова: виртуальная экскурсия, родной город, родной край, представление, старший дошкольный возраст, экскурсия, информатизация, образовательный процесс.
Цель: создание условий для знакомства с памятниками родного города.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания детей о родном городе,
- познакомить с памятниками и историческими событиями, которым они посвящены,
- совершенствовать умение узнавать свой родной город на фотографиях;
Развивающие:
- совершенствовать связную речь,
- способствовать построению речевого высказывания в ситуации общения,
- развивать любознательность;
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви и патриотизма к малой Родине,
- воспитывать интерес и уважительное отношение к историческому прошлому родного города.
Образовательные области:
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Методы и приемы: беседа, вопросы, объяснение, пояснение, показ
Ход экскурсии:
1 слайд
- Здравствуйте, ребята! У каждого человека на земле есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей)
- Всё это верно! А что такое малая родина?
Дети: Это наш город Усть - Кут.
2 слайд
- Правильно, Усть-Кут – главный город для каждого из нас, наша малая Родина, где мы родились, и живём. Где бы человек ни жил, он всегда вспоминает свою Родину, потому что это место остаётся в его сердце навсегда как самое лучшее и любимое. Необходимо знать историю родного края.
3 слайд
- А вы любите свой город?
Наш город богат историческими событиями. Что делают люди, чтобы не забывать свою историю?
Дети: люди пишут стихотворения, рассказы, делают памятники…
- Всё верно, ребята. В нашем городе много разных памятников. Они посвящены разным событиям. Сегодня мы отправимся на видеоэкскурсию по нашему городу. Узнаем много интересного о его истории, о памятниках которые есть в Усть - Куте. Ребята, вы все готовы? Тогда мы начинаем свою экскурсию.
4 слайд
Представьте себе, что когда ваши прапрабабушки и прапрадедушки были еще маленькими, раньше города Усть-Кута не было. Здесь вообще ничего не было. А была только непроходимая тайга. Но русских людей очень привлекала эта неизведанная сибирская земля.
5 слайд
И вот, русский царь, который тогда правил Россией, отправил казаков узнать, кто же здесь живет и что тут есть. Командовал этими казаками казачий десятник Василий Бугор. Плыли они по реке Лене, остановились отдохнуть. А жить то негде. Вот они и построили зимовьё недалеко от места, где река Кута впадает в реку Лена. Отдохнули и поплыли дальше. Когда казаки обследовали эти мести и приехали домой, они рассказали, что Сибирь богата бесценной пушниной, рыбой, дичью и разным зверьем.
6 слайд
Тогда царь решил организовать еще одну экспедицию. Этой экспедицией командовал казачий атаман Иван Галкин. Когда казаки подплыли к зимовью, Ивану Галкину очень понравились эти места.
7 слайд
И он построил на этом месте острог – деревянную башню с высоким частоколом, забором. А так как острог стоял в устье реки Куты (где река Кута впадает в другую реку Лену, то он назвал этот острог Усть-Кутским. И стали здесь жить казаки. Стали строиться дома и острог начал увеличиваться и превращаться в небольшое поселение.
8 слайд
А потом в село и в маленький город. Этот город стал расти, хорошеть и превратился в наш любимый город Усть-Кут. И город стал расти, улучшаться и процветать.
9 слайд
Вот поэтому, благодарные жители города Усть-Кута на площади возле железнодорожного вокзала установили памятник основателю города Усть-Кут Ивану Галкину. Всмотритесь, ребята, в его мужественное лицо. Посмотрите, какая одежда у него – длинная рубаха, кольчуга, сапоги. В руках держит ружьё, а за поясом ножи и веревка. Все это говорит о том, что путешествие Ивана Галкина с казаками к нашим местам было небезопасным.
10 слайд
В те далекие времена, когда правил Россией царь, всех неугодных ему, тех кто протестовал и восставал против царя ссылали в Сибирь. Называлось это «ссылать на каторгу». И к нам, на Усть-Кутскую землю, тоже отправляли ссыльных. И не только русских, но и поляков, латышей, украинцев. Они занимались очень тяжелым и непосильным трудом. И очень много людей от такого труда умерло.
11 слайд
Посмотрите, пожалуйста, на памятник русским и польским ссыльным, погибшим при выполнении каторжных работ на Усть-Кутском солеваренном заводе. Он представляет собой два креста православный и католический, соединенные единой цепью. Установлен памятник недалеко от Усть –Кутского курорта под старыми елями.
12 слайд
Позже в России свершилась революция. Царя свергли революционеры. Но еще долго продолжались сражения между помощниками царя – белогвардейцами и теми, кто был против царя – красными. И в Сибири тоже проходили такие сражения. В лесах появлялись отряды партизан, которые сражались с белогвардейцами. И некоторые из партизан попадали в плен и их расстреливали.
В Усть-Куте много памятников, посвященных тем временам.
13 слайд
Так за попытку к бегству белогвардейцами были расстреляны венгр Гут и русский юноша по фамилии Чайкин. Они были похоронены в лесу за Усть-Кутом.
Город рос. Памятник оказался во дворе жилого дома. И только 15 октября 1989 года в Усть-Куте состоялось перезахоронение жертв белогвардейцев. Прах их был перенесен в сквер по улице Советской у дома охотника.
14 слайд
Посмотрите, а это другой скромный памятник, где указано, что он установлен в память о расстрелянных на этом месте 9 партизанах. Среди расстрелянных было трое жителей Усть-Кутской волости.
15 слайд
Это обелиск партизанам, павшим в боях с колчаковцами. Три раза начинали партизаны бои за Усть-Кут. Взятие его имело для них большое значение: в Усть-Куте находились многочисленные купеческие склады с продовольствием, боеприпасами, одеждой. Через Усть-Кут проходила единственная дорога на Север, телефонная линия соединяла районы Севера с Иркутском. После упорного боя, продолжавшегося весь день, партизаны вытеснили колчаковских белогвардейцев и овладели селом. Погибшим в этом бою и посвящен этот обелиск.
16 слайд
- А кто из вас видел этот памятник? Кто на нём изображён? (ответы детей).
На берегу реки Лена рядом со школой № 2 стоит памятник герою гражданской войны Даниилу Евдокимовичу Звереву. Во время Гражданской войны в Усть-Куте разворачивались крупные партизанские бои за обладание выходом к золотым приискам Ленского бассейна. Село Усть-Кут было освобождено от колчаковцев партизанской армией под командованием Даниила Евдокимовича. Герой запечатлен в форме офицера. На голове - папаха, на плечо накинута бурка из овчины, портупея и кобура с пистолетом на правом боку.
17 слайд
Так же рядом с речным вокзалом установлен памятник героям Первой мировой войны. Он установлен совсем недавно – в 2014 году. Место памятника было выбрано не случайно, именно здесь в 1914 году жители Усть-Кута провожали на фронт своих земляков. Имена 22 местных уроженцев теперь можно прочесть на черном обелиске с изображением Георгиевского креста
18 слайд
Как вы знаете, намного позже в России была еще одна очень страшная Великая Отечественная Война с немецкими фашистскими захватчиками. Вы смотрели много фильмов про эту войну. И мы празднуем праздник, посвященный победе в этой войне. Какой это праздник? (ответы детей)
- Молодцы, знаете. Временам Великой Отечественной войны в городе посвящено много памятников. А вы знаете, какой самый главный памятник?
19 слайд
На площади рядом с речным вокзалом находится мемориал памяти погибших на Великой Отечественной войне. В годы Великой Отечественной войны более трёх тысяч жителей Усть-Кута ушли на фронт, 1027 из них не вернулись с войны. Их имена навечно записаны на гранитных плитах мемориала. За участие в сражениях 4 жителя Усть-Кута получили звание Героя Советского Союза.
20 слайд
Перед гранитными плитами мемориала расположена 16-метровая фигура женщины, скорбящей о своих безвременно ушедших сыновьях. Эта скульптура называется «Родина-Мать». Ежегодно в день Победы тысячи усть-кутян приходят на площадь к мемориалу, возлагают венки и букеты цветов.
21 слайд
3 сентября 2018 года в мемориальном сквере на месте старого кладбища в районе остановки «8 Марта» в Усть-Куте состоялось открытие нового памятника погибшим лётчикам, перегонявшим самолёты в годы Великой Отечественной войны по секретной трассе «Аляска-Сибирь» и которые в июле 1943 года по трагической случайности разбились в окрестностях Усть-Кута.
22 слайд
В районе остановки "8 марта" 22 июня 2006 года по инициативе следопытов школы № 9 во главе со Светланой Константиновной Пшенниковой был установлен памятник «Труженикам тыла Великой Отечественной Войны». А кто такие труженики тыла?
(ответы детей)
23 слайд
Правильно, это люди, которые делали снаряды, танки, самолеты, выращивали хлеб, шили одежду бойцам для того, чтобы наши войска победили противника.
Так вот школьники-следопыты 9 школы и Светлана Константиновна Пшенникова много лет работали в архивах, собирали воспоминания ветеранов тыла, устанавливали имена и фамилии умерших в годы войны жителей Усть-Кута. На мемориал занесено более четырехсот фамилий тружеников тыла, в годы войны живших в поселках Усть-Кут и Осетрово, умерших во время Великой Отечественной войны и захороненных на этом кладбище. В создании памятника активно помогали районный Совет ветеранов и предприятия города.
24 слайд
А еще, кроме взрослых, во время Великой Отечественной Войны на заводах, фабриках, в полях работали дети. В Усть- Куте тоже много детей принимало участие в помощи солдатам. И много детей умерло от тяжелого труда и истощения.
25 слайд
В память об этих детях установлена памятная плита. Она называется «Детям, умершим в годы войны». Установлена она так же по инициативе краеведов школы № 9 и районного Совета ветеранов. Вот что рассказывает бывшая ученица школы № 9, участница кружка краеведения Ксения Цыбулева: «Я участвовала в работе в архивах ЗАГСа г. Усть-Кута, где мы находили сведения о детях умерших в годы Великой Отечественной войны. Очень тяжело было читать фамилии и причины смерти этих детей»
26 слайд
Вы конечно узнаёте эту аллейку и этот памятник – героям усть-кутянам. Он так же находится возле речного вокзала. В памятник входит обелиск и 7 памятных плит, на которых были увековечены имена наших земляков, прославивших себя подвигами во время Великой Отечественной войны, Афганской и Чиченской войны.
27 слайд
Много в нашем городе есть памятников, посвященных мирному времени. Так, недалеко от речного вокзала установлен памятный знак воинам-пограничникам, тем, кто всегда стоит на защите рубежей нашей Родины и первым вступает в схватку с врагами. В Усть-Куте ветеранов-пограничников насчитывается около 100 человек. А тех, кто служил в пограничных войсках и того больше
28 слайд
В микрорайоне «Речники» возле дома культуры установлен памятник Владимиру Ильичу Ленину. Это один из тех людей, под руководством которых свершилась революция и был свергнут царь.
Он сделан из металла и стоит на бетонном постаменте. Высота скульптуры – около трех метров, а вместе с постаментом – все пять. На постаменте – надпись: «Ленин Владимир — государственный деятель».
29 слайд
Есть и исторические постройки-памятники. Так на Курорте сохранился амбар Усть-Кутского солеваренного завода — первого промышленного предприятия на Лене и небольшой домик, искусно украшенный резьбой. Сользавод снабжал солью весь Северо-Восток Сибири. К сожалению, амбар и домик в аварийном состоянии. Им уже более 300 лет. Постройки сользавода не сохранились.
30 слайд
Этим летом, 28 июля 2018 года во время празднования Дня города в Усть-Куте состоялось открытие уникального исторического монумента - памятного верстового столба. Посвящен он работе ямщиков. Кто-нибудь знает, кто такие «ямщики»? (ответы детей)
31 слайд
Правильно, раньше машин и поездов не было. Люди ездили на санях, в каретах в которые были запряжены лошади. И ими управляли люди – кучера. Раньше постоялый двор на тракте (дороге) назывался ЯМ. Вот кучера в этих Ямах и называли Ямщиком.
Через Усть-Кут 275 лет назад был проложен трактовый путь (дорога) по которому ямщики перевозили почту, чиновников, казённые грузы из Иркутска на север, в Якутск.
32 слайд
Вот этим ямщикам и посвящен этот памятный верстовой столб. «Верстовой» - потому, что раньше расстояния назывались не километры, а вёрсты.
На установку этого столба собрались все горожане, неравнодушные к истории края и живо интересующиеся прошлым своих предков.
33 слайд
Дорогие ребята! Вот и подошла к концу наша экскурсия. Вам понравилось? Что вам особенно запомнилось? О чем вы расскажете сегодня своим папам и мамам? О чем бы вам хотелось узнать в следующий раз? Будем устраивать еще такие экскурсии? А мне очень понравилось, что вы сегодня активно работали и были очень внимательны. До свидания ребята, до следующей экскурсии.