Елена Половнева
Виртуальная экскурсия как современная форма работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальная экскурсия как современная форма работы с дошкольниками.
Автор: Половнева Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №21» г. Воронеж.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.
Публикация «Виртуальная экскурсия как современная форма работы с дошкольниками» размещена в разделах
Информатизация - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, родители, педагоги, и администрация ДОУ. Создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность в дошкольном образовании.
Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс ДОУ существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.
Слово экскурсия в переводе с латинского означает - посещение какого - либо места или объекта с целью его изучения.
Не каждая семья вместе с ребенком посещает музеи. Поэтому знакомство с музейной атмосферой мы решили с культпохода с родителями и детьми в музей им. Крамского нашего города. Экспозиция «Сокровища музеев России» заинтересовала детей и вызвала бурю эмоций. Поэтому мы решили посещать музеи раз в месяц, не выходя из группы. Вот и возникла идея виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность (не покидая здания ДОУ можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Виртуальная экскурсия может проводиться педагогом, как самостоятельное образовательное мероприятие, так и являться его частью, или быть самостоятельным проектом.
В литературе выделяют формы проведения экскурсии :
1. Фотопутешествия- мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «История родного города» «Образ матери в произведениях художников разных эпох», «Дорожная азбука» и т. д.);
2. Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир океана», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т. д.);
3. Интерактивное общение с помощью программы Skype (скайп)
Система работы по организации виртуальных экскурсий построена
на основе содержания основной образовательной программы. Темы и цели определяются для каждой возрастной группы в соответствии с комплексно тематическим планом.
Содержание и структуру виртуальной экскурсии, помогут разнообразить исполь-зование таких форм и приемов работы, как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми.
Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволило использование музыкального сопровождения, художественных образов.
Закрепление и систематизация знаний детей происходит в ходе выполнения творческих работ, участия в конкурсах, выставках.
Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования. Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий :
На подготовительном этапе:
Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с детьми с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода";
На основном этапе:
1. Погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций.
2. Проведение экскурсии.
3. Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;
4. Завершение экскурсии, рефлексия.
Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
В своей работе использовала фотопутешествие в картинную галерею с детьми подготовительной группы. Виртуальная экскурсия была на тему «Образ матери в произведениях художников разных эпох», проводилась как итоговое мероприятие в конце недели, посвещенной матери в ноябре.
Педагог выступала в качестве экскурсовода, затем дети рассказывали о своих мамах. Рассказы детей сменились творческой мастерской, где было предложено изобразить портрет своей мамы.
В завершении была организована выставка детских работ «Самая красивая - мамочка моя!». На празднике посвященном «Дню матери», дети вручили портреты мамам в качестве подарка.
Использовала в работе видеоэкскурсию – по теме «Мой родной город». Дети вспомнили знакомые места и побывали там, где никогда раньше не были. Экскурсия проводилась с целью гражданско-патриотического воспитания. Экскурсоводом была воспитатель, провела детей по наиболее известным местам и объектам нашего города. В завершении использовалась игра «Узнай объект нашего города» на интерактивной доске.
Старшие дошкольники проявляли большую активность во время экскурсий, поставленные задачи были достигнуты. Во второй половине учебного года, дети стали проявлять повышенный интерес к виртуальным экскурсиям и проявили инициативу самим выступать в качестве экскурсоводов. С этой целью была собрана фотоэкскурсия на тему «Зимние забавы» в произведениях изобразительного искусства. Сначала экскурсию провел педагог, а затем дети сами стали пробовать себя в этой роли. В завершении была организована творческая мастерская, дети создавали свои картины по данной тематике.
Использование виртуальных экскурсий позволяет ребенку получить информацию в доступной форме интересно, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире, развивает речь.
Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволило не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, сформировать умения поисково исследовательской деятельности.
Кроме того, подготовка презентаций помогла объединить огромное количество демонстрационного материала, освободила от большого объема бумажных наглядных пособий, позволила расширить натурный и предметный фонд. Подготавливаясь к проведению экскурсии, имеется возможность реализовать собственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогли разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.
Литература:
1. Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011. – 208с.
2. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 352с.