Светлана Лушняк
Викторина по обучению грамоте «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях. Учить детей самостоятельно давать характеристику звуком.
Тренировать фонематический слух, совершенствовать звуковой анализ, синтез.
Закрепить правильный образ печатных букв алфавита, умение складывать буквы в слова.
Упражняться в делении слов на слоги, работе с деформированным текстом, чтении предложений.
Расширить словарь однокоренных слов.
Закрепить употребление предлогов по зрительным символам.
Развивать зрительно-пространственную координацию. Внимание, мышление, память.
Развивать творческие способности. Воспитывать интерес к занятию игре.
Оборудование:
Картинки: Буквознайкин и Звукознайкин; на столах у детей: фишки для обозначения звуков, тетради, ручки (синяя и красная, конверты с буквами, картинки для составления зв. схем; фланереграф, игра «Буква сломалась», изографы, мешочек с мелкими игрушками и несколько объемных букв; пособие «Дерево родственных слов», картинки.
Игра «Сложи вещи на полки»; изображения зимующих птиц, куб «Предлоги»; опорная схема для заучивания скороговорки «На дворе трава…»
Ход занятия:
1. Орг. момент
-Сегодня к нам на занятие пришли Буквознайкин и Звукознайкин. Они предлагают ребятам поиграть с ними в игру «Умники и умницы», посмотреть, достойны ли дети быть умниками и умницами. Наши гости приготовили задания, вопросы.
Дети соглашаются играть и игра начинается.
2. Задание «Составление звуковой схемы слов». У детей на столах картинки, фишки. Каждый выкладывает схему звукового состава слова и объясняет (анализирует)
МАК СУК
МУ-КА МУ-ХА
ТОК НОС
СОК ВОЛК
3. Задание, на знание графич. изображение букв алфавита.
а) Игра «Буква сломалась»
На столе картинки, дети выделяют первый звук и составляют на фланелеграфе из элементов соответствующие буквы.
б) Игра «Волшебный мешочек»
Л-д выносит мешочек в котором среди мелких игрушек «спрятались» буквы –А–У-И- К. дети, не вынимая буквы находят и называют их.
в) Изографы. Дети находят и называют соответствующие буквы.
4. Задание «Собери слово из букв»
У каждого ребенка на столе конверт с буквами. Необходимо составить слово и прочитать.
Слова: РУ-КА РО-ЗА
ЛУ-НА О-СЫ
ЗУ-БЫ ВОЛК
ЗИ-МА У-СЫ
5. Задание «Подбери родственные слова».
Загадка о снеге: Белое одеяло всю землю одевало.
Дети подходят к дереву родственных слов и из многочисленных картинок по теме «Зима» выбирают только родственные слову снег и размещают на «дереве» с проговариванием
СНЕЖИНКА СНЕГОУБОРЩИК
СНЕГУРОЧКА СНЕГОПАД
СНЕГОВИК СНЕГИРЬ
СНЕГОКАТ
6. Задание «Упражнение в делении слов на слоги. Игра «Сложи вещи в шкаф»
Буквознайкин после прогулки раскидал свои вещи на ковре. Дети убирают одежду в шкаф, каждую на свою полку по количеству слогов. Объясняют своё действие, читают слова.
1 слог ШАРФ
2 сл. ШУ-БА
ШАП-КА
3 сл. СА-ПО-ГИ
ВА-РЕЖ-КИ
ВА-ЛЕН-КИ
7. Задание. Игра с «кубом предлоги»
-Дети поднимите глазки вверх.
Кого мы видим? (над дверью изображения зимующих птиц)
Какие это птицы (зимующие)
У л-да куб, на гранях которого схематично изображены предлоги. Дети составляют предложения о зимующих птицах с заданным предлогом.
Синичка села в кормушку.
Воробей пролетел под кормушкой.
Дятел спрятался за стволом дерева.
Сорока прыгает по дорожке. т. п.
8. Упражнение на релаксацию «Волшебный сон».
Дети свободно сидят на стульчиках, руки опущены, спинка ровная, глазки закрыты.
Л-д читает текст тихо, нежно, спокойно:
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Напряженье улетело и расслаблено все тело
Будто мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас
Дышится легко, ровно, глубоко.
Слова громче, быстрее, энергичнее.
Было славно отдыхать. А теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать к кулак,
И к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире – раз, два, три, четыре.
Дети произносят хором с воспитателем
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы.
9. Упражнение с деформированным текстом.
У детей на столах в рабочих тетрадях написаны предложения с пропущенными буквами (гласные и согласные)
Дети записывают пропущенные буквы и читают свои предложения.
МА-МА ВА-РИТ СУП
НИ-НА КУ-ПИ-ЛА САН-КИ
КО-ТИК ЛО-ВИТ МЫШ-КУ
МИ-ЛА ВО-ЗИТ КУК-ЛУ
МА-ША НА-ШЛА РО-ЗУ
ЛИ-СА А-ЛИ-СА ЛОВИТ БУ-РА-ТИ-НО
О-КО-ЛО КУС-ТА КРО-ЛИК
У-ЛИТ-КА НОСИТ ДО-МИК.
10. Отгадывание и заучивание скороговорки по опорной схеме.
Звукознайкин принес «зашифрованную» скороговорку (опорная схема)
Дети объясняют значение символов, произносят скороговорку, затем заучивают хором и двое, трое рассказывают.
НА ДВОРЕ ТРАВА
НА ТРАВЕ ДРОВА
НЕ РУБИ ДРОВА
НА ТРАВЕ ДВОРА
Дети припоминают какие еще скороговорки они знают
У ЕЛКИ ИГОЛКИ КОЛКИ.
ШЕСТЬ МЫШАТ В ШАЛАШЕ ШУРШАТ.
СЕНЯ ВЁЗ ВОЗ СЕНА
11. Итог. Награждение медалями.
Буквознайкин и Звукознайкин очень довольны ответами детей. Они награждают всех медалями со званием умник и умница. Занятие заканчивается.