Наталья Садыкова
Викторина по экологии в подготовительной к школе группе «Родная природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Родная природа
Программное содержание:
Углубить знания детей о родном крае. Систематизировать и закрепить знания детей о природе и животных нашего края. Развивать у детей память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, коммуникативные способности.
Воспитывать чувство гордости за свой край, побуждать желание лучше узнать свои родные места.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы о природе Приморья.
Публикация «Викторина по экологии в подготовительной к школе группе „Родная природа“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Подготовительная группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2016
- Использование в образовательной деятельности по развитию речи, рисованию, лепке элементов знакомства с дикими животными.
- Рассматривание иллюстраций родного края, заповедников.
- Загадывание загадок о диких животных.
- Дидактические, словесные, настольные игры в самостоятельной деятельности.
- Разучивание с детьми стихотворений о природе.
Оборудование: 2 магнитные доски, музыкальный центр, картинки различных предметов для игры «Собери рюкзак»; спилы стволов деревьев (амурский бархат, елка, береза, липа, картинки с изображением растений, животных, птиц, насекомых и их пища, картинки по теме «Животные», к игре «Угадай, кто я?»; листья, размещенные на ватмане; шишки, эмблемы командам.
Ход викторины.
Чтение стихотворения «Наше Приморье» (Читает ребенок)
Богат наш край дальневосточный
Волшебным лесом и углем,
Фруктовым садом, рисом сочным,
А также горным хрусталем.
В тайге таится тигр могучий.
Пятнистый шествует олень.
Фазан токует по-над кручей,
Цветет и царствует женьшень.
В морях лосось пирует тучный.
A над простором наших вод
Висит, как символ неотлучный,
Парящих чаек хоровод
Ты малой частью всей природы
Себя почувствуй, человек…
Ведущий. - Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о природе родного края. Нам посчастливилось родиться и жить в удивительном месте - Приморском крае.
-Сегодня мы будем путешествовать по экологическим станциям.
В викторине участвуют две команды, а как они будут называться - отгадайте:
В чаще ходит зверь рогатый,
Все зовут его «сохатый».
Так давно уж повелось.
В тёмной чаще бродит – (Лось)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. - (Олень)
- Правильно, а как называют их детенышей? (Ответы детей).
Итак, в викторине участвуют команды - «Лосята» и «Оленята» (командам раздаются эмблемы). За каждое правильно выполненное задание команде присуждается шишка.
Станция № 1 «Собери рюкзак»
Ведущий. Поход, костер, палатка – разве это не прекрасно. Но туристами быть непросто: надо много знать и уметь. А вы умеете укладывать рюкзак и собирать в поход только самые необходимые вещи? Это сейчас мы и проверим. Вам надо посовещаться с членами команды и выбрать необходимые предметы для похода, и уложить их в ваш рюкзак.
( Обеим командам раздаются картинки различных предметов: полотенце, кружка, чашка, телефон, ложка, будильник, спальник, мыло, книга, компас, зубная щетка, коньки, хлеб, утюг, ролики, конфеты, консервы, зонтик, телевизор, теннисные ракетки, спички, котелок).
Ведущий. Ну, что отправляемся дальше! Для этого нам всем надо встать в круг и произнести дружно слова:
Мы в поход сейчас пойдем,
Всех друзей с собой возьмем.
Рюкзаки и фляжки взяли,
По тропинке побежали.
Мы ногой два раза топнем,
Громко все в ладоши хлопнем.
Как листочки, покружились,
Чтоб в лесу мы очутились.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес! (слайд с лесом)
Станция № 2 Разминка (вопросы задаются по очереди командам)
1. Что такое тайга?
2. Какие деревья растут в тайге?
3. Какие существа обитают в щелях древесной коры?
4. Почему зимой в лесу ежа не встретишь?
5. Место, где животные могут спрятаться от дождя?
6. Как называется целебный корень?
7. Лимонник – лиана?
8. Какие звери породы кошачьих обитают в Уссурийской тайге?
9. Как выглядит леопард?
10. Как выглядит гималайский медведь. (Белая грудка)
11. На кого охотятся тигры и леопарды?
12. Как называется жилище лисы?
13. Кто из лесных зверей любит лакомиться плодами кедра?
14. Как называется жилище медведя?
Станция № 3 «Какому дереву сколько лет?»
Детям раздаются спилы стволов деревьев (амурский бархат, елка, береза, липа). Нужно назвать дерево, определив его по коре, запаху и сосчитать кольца, чтобы узнать, сколько лет дереву
Станция № 4 «Пищевые цепочки»
Ведущий. Ребята, что нужно животным для жизнеобеспечения? Правильно им нужна пища. Кто чем питается?
Детям предлагают картинки с изображением растений, животных, птиц, насекомых. Нужно соотнести животных с их пищей. Нужно на доске с помощью магнитов, стрелок составить пищевые цепочки. Победит та команда, которая составит больше таких цепочек и, конечно же, без ошибок.
Психологическая игра «Растёт лотос».
Наши розовые цветы (Раскрывают пальчики)
Распускают лепестки (Повороты влево- вправо)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Пошевелить пальчиками)
Наши розовые цветы
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают. (Круговые движения кистями рук).
Станция № 5 Конкурс капитанов «Угадай, кто я?»
Капитаны получают фотографию с изображением животного.
Задание: не называя животного, описать его внешний вид, образ жизни, а соперник должен узнать, какое это животное.
Станция № 6 «Мишки и шишки»
Ведущий. Сейчас вы станете медведями. Для этого наденьте рукавицы. Каждой команде нужно собрать как можно больше шишек разбросанных по лесу, в свою корзину. (Дети обеих команд в рукавицах под музыку собирают шишки).
Станция № 7 «Ключ к животному»
Командам читается первая строчка, если дети не отгадывают, то читается следующая и т. д., пока не будет дан правильный ответ.
Команде «Лосята» :
1. У меня 4 ноги, крепкое туловище, большая клинообразная голова, есть хвост.
2. Я, большой и очень сильный, даже тигр меня боится.
3. Я ем желуди, орехи, траву, молодые побеги и корни.
4. Обычно мы живем группами, которые называются стадами.
5. У меня есть большие, загнутые клыки, которыми я постоянно рою землю.
6. Мой нос заканчивается пятачком, которым я постоянно рою землю.
7. Когда я злюсь или пугаюсь, то громко визжу, а обычно – хрюкаю. (Кабан)
Команде «Оленята» :
1. Я – родственница собакам, но они меня не любят.
2. Я живу в норах, но сама их рою редко, чаще выгоняю из них хозяев.
3. Я ловлю различных мелких зверей, чаще всего мышей.
4. Я хитрая охотница, и бывает что посещаю курятники.
5. У меня пушистый рыжий хвост.
6. Про меня сложено много сказок.
7. Иногда меня называют рыжая разбойница. (Лиса)
Команде «Лосята» :
1. Я питаюсь травой и ветками.
2. У меня острые зубы, которые растут всю жизнь.
3. У меня много врагов – лисы, волки, совы и другие хищники.
4. У меня нет постоянного убежища, поэтому я быстро бегаю и умею запутывать следы.
5. Мои задние лапы значительно длиннее передних.
6. Обычно я серого цвета, но могу быть и белым.
7. У меня длинные уши и короткий хвост. (Заяц)
Команде «Оленята» :
1. У меня длинный пушистый хвост.
2. На моих лапках длинные острые коготки.
3. Я люблю орехи, грибы, но могу съесть и птичьи яйца.
4. Я живу в дуплах.
5. Я умею прыгать с дерева на дерево.
6. Я делаю запасы на зиму. (Белка)
Станция № 8 Игра «Листья растений»
Ребятам показывают 7-10 листьев, размещенные на ватмане, потом их закрывают и показывают другую полную коллекцию из 15-20 листьев.
Задание: ребята должны указать парные экземпляры, т. е. листья, которые были показаны сначала.
Станция № 9 Игра «Животные заповедника»
Команда «Лосята»
Какое животное строит хатку? (бобр)
В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь)
Что кормит волка? (волка кормят ноги)
Кого называют великаном заповедных лесов? (лося)
У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, коровы, быка, яка, оленя)
Какое животное в заповеднике самое крупное? (зубр)
Команда «Оленята»
1. Какого животного называют санитаром леса? (волка)
2. Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь)
3. Назовите современника мамонта и саблезубого тигра? (выхухоль)
4. Какие животные охраняются в заповеднике (зубр, рысь, выхухоль, бобр, куница)
5. Каким животным помогает хвост? (лисе, белке)
6. Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит)
Ведущий. Ну, вот дорогие друзья и подошло к завершению наше путешествие по станциям. Послушайте стихотворения, которые приготовили ребята.
Ребенок 1
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Ребенок 2
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Подведение итогов. Награждение.
Ведущий. Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Есть у нас победители, но проигравших нет. Вы все много знаете о природе родного края и поняли, как важно бережно относится к ней.