Татьяна Маркевич
Викторина «Путешествие по сказкам» (гендерное воспитание дошкольников)
▼ Скачать + Заказать документы
Литературная викторина
«Путешествие по сказкам»
Старшая группа
Воспитатель Маркевич Татьяна Алексеевна г. Краснодар
Цель:
1. Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений;
2. на примерах сказочных героев развивать у девочек чувства нежности, заботы, понимания, желание быть красивой, а у мальчиков – силы, мужественности, желания защитить;
Публикация «Викторина „Путешествие по сказкам“ (гендерное воспитание дошкольников)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Литературные викторины и конкурсы
- Мальчики и девочки. Сценарии развлечений
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сценарии по сказкам
- Темочки
3. развивать чувство юмора;
4. обогащать словарный запас детей;
5. воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость;
6. вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
Предварительная работа
Чтение и слушание русских народных сказок с беседами по содержанию;
оформление тематической выставки книг;
совместные и самостоятельные игры с настольными театрами.
Пришло письмо от Незнайки, в котором многое перепутано. Он обращается к нам за помощью.
Ход викторины
Дети делятся на команды и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим цветом.
- Ребята, хорошо ли вы помните русские народные сказки? Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей).
Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия? – Тогда в путь! Только скажите мне сначала, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать. ( Ответы детей: сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, серый волк, Сивка-бурка).
- А у меня тоже есть волшебный клубочек. Наверное, он поможет нам путешествовать.
Первое задание «Путаница»
Каждой команде предлагается задания с перепутанной сказкой. Отгадав сказку, дети должны сказать, что в ней перепутано.
Сказка «Шарик, тростинка и ботинок».
Жили–были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Ботинок говорит шарику:
- Шарик, давай на тебе переплывем!
- Нет, ботинок! – отвечает шарик. – Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.
Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!
Сказка «Лена и тигр»
Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась. Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр, рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и невредимая.
Второе задание «Назови сказку правильно»
Играющим необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок.
1. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
2. «Иван-царевич и зеленый волк»
3. «Лисичка-сестричка и серая мышь»
4. «Финист – ясный-филин»
5. «По собачьему веленью»
6. «Дарьюшкина избушка»
7. «Сивка-будка»
8. «Плавучий корабль»
9. «Волк и 7 тигрят»
10. «Пашенька и медведь»
11. «Гуси-вороны»
12. «Царевна-индюшка»
Третье задание «Измени концовку сказки»
Участникам игры предлагается изменить концовку сказки «Колобок». Как можно помочь колобку, чтобы его не съела лиса?
Четвертое задание «Собери сказку»
Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.
Пятое задание. «Ответь на вопросы»
1. Одно из имен Василисы (Премудрая, Прекрасная.)
- О чем говорят нам такие имена?
2. Имя царя, жившего так давно, что в это уже никто не верит?
(Горох).
3. Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар – птицей? (Берендей).
4. Яблоки, дающие молодость? (Молодильные).
5. Дерево, чаще всего встречающееся в сказках? (Дуб).
- А с кем бы вы сравнили дуб, с мальчиком или девочкой? Мужчиной или женщиной?
-А с каким деревом вы сравнили бы женщину (березой, ивой) Почему?
6. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч, копье, булава). Для чего мужчине нужно оружие?
7. Река, у которой сражался Иван- крестьянский сын (Смородина).
- Как вы думаете, за что сражался Иван?
8. Прозвище Никиты, что спас Киев от змея? (Кожемяка).
- Как можно назвать Никиту? (Защитник, освободитель)
9. .Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка).
10. Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата. (Баба Яга).
11. Как называлась сказка, в которой в одну из комнат не разрешалось входить никому? (Марья Моревна).
- А какая была Марья в этой сказке? (Сильная, смелая, своенравная, независимая)
12. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка).
13. Как назывался мост, на котором сражались богатыри? (Калинов мост). А как назывались сами русские богатыри?
14. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)
- Какие платья носит настоящая царевна? В какой сказке встречается это волшебство?
15. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочная долгожителей. (Игла).
- А кто пользуется иглой, мальчики или девочки?
16. Что является высочайшим достижением хозяйки-волшебницы? (Скатерть-самобранка).
17. Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого. (Несмеяна).
- А какой должна быть хорошая девушка?
18. По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей. (За невестой, за молодильными яблоками, за жар-птицей.)
- А это был трудный ипи легкий путь?
19. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная).
- Какими словами говорится здесь о Василисе? Из какой сказки?
20. Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит нас досыта.
Что сама собой она,
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка).
- А кто обычно готовит еду, кушанье? Помогает ли мужчина?
21. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне-
И женился на царевне. (Емеля).
- А что сказали бы вы о Емеле? Какой он?
22. Как звался первый летательный аппарат? (Ступа).
23. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем. (Жар-птица).
24. Сколько человек тянуло репку? (Три).
25. По какому блюду катится наливное яблочко? (Серебряному).
Шестое задание. «Книжная ярмарка» Найди лишнюю книгу
Ребятам предлагается набор книг (5-6) : из них все книги, кроме одной, с русскими народными сказками. Необходимо найти лишнюю книгу и объяснить свой выбор.
Седьмое задание «Песенки сказочных героев»
Участникам игры необходимо определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова из сказок.
1. У меня не усы, а усищи,
Не лапы, а лапищи,
Не зубы, а зубищи –
Я никого не боюсь! 1. Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке
Неси дедушке!
Заключительная часть.
Сосчитать фишки. Определить победителей. Награждение победителей.
Вручение медалей «Победителю викторины».