Татьяна Уварова
Викторина по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Знатоки Москвы»
▼ Скачать
Тема: «Знатоки Москвы»
Цель: Формировать позитивное, уважительное отношение к Москве. Расширять представление детей о том, что главный город России славен своей историей, традициями, достопримечательностями.
Задачи:
- формировать представление о России как о родной стране, а о Москве как столице России;
- активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей, систематизировать и углублять знания детей о Москве;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Публикация «Викторина по познавательному развитию для детей 6–7 лет „Знатоки Москвы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Москва. Викторины и интеллектуальные игры
- Москва. Сценарии развлечений и праздников
- Московская область, город Москва
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ход занятия.
Воспитатель: Мы открываем заседание клуба знатоков Москвы. На
заседание приглашаются ребята подготовительной группы А и их родители, (дети занимают место за игровым столом). Мамы и папы могут принять участие в обсуждении поставленных вопросов. На столе лежат вопросы для обсуждения. Обратите внимание вопросы разного цвета. Это категория
сложности. Желтые - более простые, оранжевые - сложнее, а красные самые трудные. Кроме ответов на вопросы вам надо будет выполнить практические задания.
И так, уважаемые знатоки Москвы, начинаем!
Вопрос №1
Воспитатель: Назовите имя суздальского князя, которому принадлежит честь основания Москвы. И почему он получил это имя?
Дети: Это Юрий Долгорукий (показывают его портрет). Называют его так потому, что он старался завоевать и присоединить к своему княжеству как можно больше земель.
Вопрос№2
Воспитатель: На скольких холмах стояла древняя Москва?
Дети: На 7 холмах.
Вопрос №3
Воспитатель: Известно, что на Руси были более древние города (Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль) Почему именно Москва стала столицей древнего государства?
Дети: Москва находилась в очень удобном месте, на пересечении торговых путей. Это способствовало её возвышению (показывают карту)
Вопрос№4
Воспитатель: Известно,что Москва началась с Кремля. Какую форму имеет Московский Кремль? Назовите длину и ширину стен.
Дети: Московский Кремль имеет форму треугольника. Длинна стен 2 км., а высота от 6 до 19 метров, толщина до 7 метров. По верху стены проложена невидимая снаружи боевая площадка шириной 4 метра.
Вопрос №5
Воспитатель: О чём ват рассказали башни Кремля?
Дети выходят к доске выбирают свою башню и рассказывают о ней.
Москворецкая башня
Самая красивая башня Кремля. В подвале башни находится тайник-слух для
предупреждения подкопов. Она первая встречала врагов приходящих из-за
Москвы-реки.
Воспитатель: она находилась на стыке Москвы-реки и рва заполненного водой. Одна из немногих башен, которая не перестраивалась. Высота 62 метра.
Никольская башня
Названа так потому, что над воротами башни висит икона Николая
Чудотворца. Это проходная башня со звездой.
Воспитатель: Высота башни 70 метров. Во время нашествия Наполеона была
взорвана. Восстановил архитектор Бове.
Дети показывают башню на макете.
Тайницкая башня
Самая старая башня Кремля. Ей 500 лет. Названа так потому, что из башни к
реке Москве вел подземный ход и в подвале башни бил источник с ключевой
водой. Высота 38 метров. Дети показывают на макете башню.
Царская башня
Самая молодая башня Кремля. Ей 300 лет. Знаменита тем, что Иван Грозный
стоя на ней, наблюдал за строительством Покровского собора, и за людьми
на Красной площади.
Воспитатель: Она не похожа на остальные башни Кремля. На стене стоит
четыре колонны, а на них остроконечная крыша. Нет мощных бойниц и
укреплений. Объясняется это тем, что она предназначена не для обороны.
Троицкая башня
Самая высокая башня Кремля. 80 метров. Это проходная башня со звездой.
Сегодня это главный вход для посетителей Кремля. Первые часы находились
не на Спасской башне, а на Троицкой.
Кутафья башня
Название её связывают вот с чем: кутафьей называли в старину небрежно
одетую женщину, неповоротливую, неуклюжую. Она невысокая с «короной
на голове». Другой вариант от слова кут - укрытие, угол. Высота 18 метров.
Арсенальная башня
Рядом с башней на территории Кремля находится склад с оружием - арсенал.
Вот отсюда и название. В подземелье башни находится колодец с ключевой
водой. Ему 500 лет. Раньше подземный ход шел к реке Неглинке. Высота 60
метров.
Набатная башня
Получила своё имя по большому колоколу- набату, висевшему на ней. Сейчас
колокол находится в музее. У него вырван язык. На башне в древности
дежурили дозорные. Следили, не идёт ли к городу враг. В случае опасности
должны были бить в набат, поднимались мосты и закрывались ворота.
Высота башни 38 метров.
Боровицкая башня.
Название башни от боровицкого холма, на склоне которого и стоит башня.
Когда-то здесь рос бор, у которого останавливался со своей дружиной Юрий
Долгорукий. Проездная башня со звездой. Сейчас это основной проезд
правительственных кортежей. 54 метра.
Спасская башня
Самая известная башня Кремля. На ней главные часы нашей страны- Куранты. Названа так потому, что на воротах башни висит икона Спаса. Проездная башня со звездой. Раньше люди снимали головные уборы, входя в ворота башни. Заходить можно было только пешком, а не заезжать на лошади. Раньше здесь был главный вход в Кремль.
Вопрос № 6
Воспитатель: Почему Соборную площадь называют «бабушкой» всех площадей Москвы?
Дети: Это самая старая площадь Москвы
Вопрос № 7
Воспитатель: Расскажите историю создания звезд Московского Кремля
Дети: Первые звезды на башнях были сделаны из уральских самоцветов. Они были очень красивы, но оказалось, что с земли их оказалось не видно. Тогда сделали металлические каркасы и вставили в них рубиновые стёкла, а внутри провели электричество и звезды засияли над Кремлем. Еще к звездам подается охлаждающий воздух, чтобы не перегревались.
Вопрос № 8
Воспитатель: В наше время произошла смешная история с участием ворон в Кремле, что вызвало немало трудностей у работников Кремля. Расскажите её.
Дети: Оказывается, вороны как маленькие дети любят качаться на качелях. Вот такие качели они устроили на куполах соборов. При этом пачкая их. Сначала завели соколов. Но они не справились, вороны собирались
стаями и прогоняли соколов. Тогда решили записать тревожное карканье птиц и так смогли их отпугнуть.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять.
По Москве идем гулять. Дети шагают по кругу.
Пришли на площадь Красную Широкую, прекрасную. Широко разводят руки.
А на площади на той –
Кремль высокий и большой. Повернуться лицом в круг. Поднимают 2 руки над головой.
Ах, какая высота!
Ах, какая красота! Поочерёдно поднимают вверх левую и правую руку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Дальше мы идем гулять. Шагают по кругу.
Собор Покровский, мавзолей, Исторический музей,
На катке чудесном были,
В ГУМ зайти мы не забыли Поворачиваются лицом в круг. Поочерёдно отводят в сторону то левую, то правую
руку.
Стало солнышко садиться,
Домой пора нам возвратиться. Руки на поясе, приседания.
Вопрос № 9
Воспитатель: Сколько царей с именем Иван было на Руси? Назовите их и покажите их фото.
Дети: четыре- Иван Калита (денежный мешок, Иван Красивый, Иван Третий, Иван Грозный.
Вопрос № 10
Воспитатель: Назовите самое высокое сооружение на территории Кремля. Сколько ступеней ведет на Ивановскую Колокольню?
Дети: Колокольня Ивана Великого является самым высоким сооружением на территории Кремля. 329 ступенек ведет к смотровой площадке. Как и Набатная башня служила сторожевой башней.
Вопрос № 11
Воспитатель: Вот по ступенькам Колокольни Ивана Великого бежит маленький, кудрявый мальчик. Назовите имя этого ребенка
Дети: Это А. С. Пушкин.
Вопрос № 12
Воспитатель: Назовите название соборов на Ивановской площади. Покажите их.
Дети: Успенский - там венчались на царствование цари, Благовещенский собор - домовая церковь, знаменита тем,что её расписывал Андрей Рублев,
Архангельский собор - усыпальница русских царей.
Вопрос № 13
Воспитатель: История Москвы окутана множеством легенд. Расскажите некоторые из них.
- об основании Москвы
- об Андрее Рублеве
- о строителях Преображенского собора
- о колокольне Ивана Великого
Вопрос № 14
Воспитатель:Почему Иван третий издал указ всем купцам приезжающим
в Москву везти с собой камни?
Дети: Для строительства белокаменного Кремля
Вопрос № 15
Воспитатель: О чем вам говорят такие названия: Орел, Лев, Аспид, Единорог? Где можно увидеть Царь пушку?
Дети: На территории Кремля был Арсенал, где русские пушкари отливали пушки с такими именами. А Царь-пушка стоит на Ивановской площади.
Пальчиковая гимнастика.
Город чудный, город древний Кулачок - ладонь
Ты вместил в свои концы Меняем руки
И посады и деревни Загибаем пальцы
И палаты и дворцы
На твоих церквах старинных Показывают купол
Вырастали купола
Глаз не хватит улиц длинных Закрывают глаза руками
Это матушка Москва! Разводят руки
Вопрос № 16
Воспитатель: Персидский шах прислал в дар Москве необыкновенный подарок. Назовите его. Где он находится?
Дети: В Оружейной палате есть много ценностей: золотая карета, шапка Мономаха, кубок Юрия Долгорукого. Но есть необыкновенный подарок: ковер из облаков и солнечного цвета, он занимает три метра и легок как пух. Он составлен из миллиона перьев попугаев.
Вопрос № 17
Воспитатель: Кто запретил строить в Москве дома из камня?
Дети: Петр Первый, когда начал строить Петербург.
Вопрос № 18
Воспитатель: На Ивановской площади стоит Царь-колокол. Это самый большой колокол в мире. Первый ли это колокол-богатырь? 200 тонн, высота 6 метров, толщина стен 60 см.
Дети: Нет это не первый колокол. На Ивановской звоннице висел другой колокол - богатырь, чтобы его раскачать требовалась сила 100 человек.
Вопрос № 19
Воспитатель: Спасская башня знаменита своими Курантами. Первые ли это часы на Спасской башне?
Дети работают с плакатом, рассказывают и показывают, как выглядели первые Куранты.
Вопрос № 20
Воспитатель: Почему Красная площадь так называется? Какое другое
название у неё было?
Дети: Второе название площади Торговая. А красной (красивой) она стала называться с тех пор, как на ней построили Покровский собор.
Вопрос № 21
Воспитатель: Назовите самый известный собор Москвы?
Дети: Покровский или другое его название Собор Василия Блаженного.
Вопрос № 22
Воспитатель: Назовите имя святого, в честь которого назван этот собор, и расскажите историю его жизни.
Дети: Рассказывают о необыкновенном человеке, на могиле которого стоит одна из 9 церквей Покровского Собора.
Вопрос № 23
Воспитатель: Сейчас мы пользуемся выражениями, которые своими корнями уходят в историю Москвы. Объясните их:
- отложить дело в долгий ящик
- вырос детинушка с Ивана Великого
- кричать во всю ивановскую
- яблоку негде упасть
- работать спустя рукава
- если наденешь одежду наизнанку - быть битым.
Вопрос № 24
Воспитатель: О Москве сложено много поговорок и пословиц. Я начинаю, а вы их продолжаете.
Дети договаривают поговорки, а по поговорке «Москва не сразу строилась» создают схему московского Кремля и трех колец: Китай-город, Белый город, Садовое кольцо.
Итог:
Воспитатель: Что нового вы узнали о Москве?