Татьяна Смирнова
Викторина для родителей «Как воспитать послушного ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как воспитать послушного ребенка»
(родительское собрание в старшей группе)
Форма проведения: «Викторина»
Цель: привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме нравственного воспитания дошкольников.
Публикация «Викторина для родителей „Как воспитать послушного ребенка“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
План проведения: 1. Вступительное слово ведущего.
2. Викторина.
3. Решение собрания.
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап:
• Оформление материалов к стенду в родительский уголок по теме собрания.
• Разработка викторины.
• Изготовление плакатов с заданиями; конверты с геометрическими фигурами, на которых написаны народные мудрости.
2. Организационный этап.
Родительское собрание проводится в помещении группы. Столы расположены для работы в группах (на две группы). На каждом столе лежат чистые листы бумаги, ручки, программа собрания.
3. Вступительное слово ведущего (Приложение №1)
4. «Викторина» (Приложение №2)
Оглашаются условия встречи двух команд, жюри. Ведущий читает народную мудрость.
Народная мудрость гласит: «Тир несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».
5. Подведение итогов собрания.
В наших с вами руках вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей и окружающих их людей.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте.
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте.
О. Высотская.
6. Решение собрания.
Плакаты
«Наказывать легче, воспитывать труднее.»
«Ум не имеет цены, а воспитание предела.»
«Посеянное вовремя жемчугом взойдет.»
«Если хочешь, чтоб тебе подчинялись, не требуй невыполнимого.»
«Ребенок в младенческом возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет.»
А. С. Макаренко.
Приложение №1
Поведение – показатель воспитанности.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство уважения к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, уважай других, веди себя так, чтобы не вызывать у людей осуждение, неприязнь.
Перед педагогами и в первую очередь перед родителями стоят очень важные задачи в формировании у детей нравственного поведения. (О них вы уже прочитали в родительском уголке).
Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают многие родители. Это результат воспитания, долгой и упорной шлифовки человека. К сожалению, многие родители считают, что навыки культуры поведения, общение, вежливость, сдержанность – это удел взрослых и поэтому говорят: «Ребенок! Что с него спросишь?». Тем временем дошкольник порой не знает самых элементарных и доступных для него законов приличия, например: не подозревает о том, что встретившихся в дверях со взрослым, надо посторониться, уступить место; что говорить нужно не перебивая друг друга; что обращаясь к взрослому, его нужно назвать по имени отчеству, а не привлекать внимание, дергая за рукав; что разговаривая со взрослым, нужно обязательно смотреть на него, а не отвернувшись в сторону; что в общественном месте не появляются с мороженым или бутербродом – можно испачкать одежду посторонним; что привлекать внимание громким разговором – признак невоспитанности, и еще многого не знает ребенок. Если ребенка своевременно не учат, как вести себя, то он невольно может поступать как не надо.
Женщина нечаянно рассыпала апельсины. Неподалеку шестилетний мальчик наблюдает, как взрослые, согнувшись, собирают раскатившиеся в разные стороны апельсины.
- Вот еще два возле ящика, - подсказывает он другим, сам оставаясь на месте.
- А ты, что же нам не поможешь? – дружелюбно спросила его одна из женщин.
- А я, что ли их рассыпал!
По этому ответу, выражающему удивление, нетрудно понять, что мальчику вовсе не тяжело нагнуться, он просто не знает, как себя вести в такой ситуации.
Привлекательность малыша не только в красивой прическе, одежде (это обычно заботит мам и пап, но и в красоте его поведения.
Многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность ребенка. Недаром говорят: дети – зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает принимать тогда, когда он еще не способен оценивать, насколько они красивы и нравственны. Вот почему взрослым всегда нужно думать – чему учит ребенка их пример.
Пятилетний Антон, встречаясь с соседями по подъезду, приветливо улыбается им и четко произносит: «Здравствуйте!». По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. Он знает, что обозначает это приветствие, ему объяснил папа: «Сказать «здравствуйте» - значит пожелать здоровья. Это хорошее пожелание и произносить его надо доброжелательно, вежливо».
Родители Антона, требуя внешне приличных форм поведения от сына, тем самым непременно влияют и на внутренний мир мальчика.
Взрослые не должны допускать проявления ребенком назойливости, развязности, бесцеремонности, дерзости, жадности, эгоизма, лживости, тщеславия, тормозящих его нравственное развитие.
У детей старшего возраста появляются оценочные суждения в отношении чужих поступков и о собственном поведении: он испытывает стыд за то, что плохо себя вел, за то, что подвел маму, обидел товарища и т. д. Пятилетние дети тянутся к совместной деятельности со сверстниками, участвуют в общем замысле игры и подчиняются ее правилам. Основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, способность оказать помощь.
К концу старшего дошкольного возраста у детей появляется еще большая осознанность поступков. В этот период особенно важно формировать у них критическое отношение к тому, что не дозволено, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям.
Полезно, чтобы папа и мама побуждали ребенка оценивать тот или иной его поступок: «Кому ты помогал сегодня в детском саду?», «Как ты думаешь поступить в этом случае? Почему?», «Как бы ты поступил на месте этого малыша?», «Что сказал бы папа о твоем поступке?». Ваш пятилетний ребенок способен руководствоваться в своих действиях такими мотивами, как: «Мама будет недовольна, значит, это нельзя», «Не могу, папа не разрешит», «Хотелось бы, но за это не похвалят».
Перед взрослыми возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанными, но и в добрых человеческих оправданиях!
Пусть ваш ребенок будет вежливым. Вежливость делает малыша привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливость должна основываться на искренности, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Не считайте, что ребенок вежлив, если он говорит «спасибо», выходя из-за стола, или говорит обязательное «пожалуйста», обращаясь к взрослому. Ребенок так поступает всегда? Или только в заученных ситуациях? Как ребенок ведет себя вне стен детского сада? С родителями? В неожиданных для него случаях?
Пусть ваш ребенок будет деликатным. Зачатки деликатности уходят далеко в детство. Иногда родители задерживают всходы этого драгоценного свойства характера недостаточной требовательностью к детям, снисходительностью, если ребенок шумно ведет себя в общественных местах: бегает по поликлинике, заглядывает в кабинет врача; громко декламирует стихи в незнакомом обществе, а о непонравившемся подарке ко дню рождения говорит: «А мне не надо такого. Оно у меня уже есть». Если это произносит пятилетний ребенок, это уже очевидное упущение, здесь детская непосредственность переросла в бестактность.
Пусть ваш ребенок будет скромным. Человек, не наученный скромности с детства, приобретает позднее эти качества с трудом. Не захваливайте своего ребенка : «развитой не по годам, остроумный, рисует лучше других, ростом выше всех»; не старайтесь выдвинуть его в вожаки в детских играх, наставляя: «не будь размазней», «не уступай, пусть другие тебе уступают»; не рекомендуйте людям ребенка как необыкновенно талантливого в его присутствии. Тогда и не будет у ребенка преувеличенного самомнения, чувства исключительности, стремления ставить свое «я» на первый план.
Итак, поведение ребенка – результат воспитания. Будем воспитывать ребенка вовремя, и не придется ломать его, перевоспитывать позднее, когда он пойдет в школу и от него потребуется большая самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками. И на уроках и в повседневной жизни.
Приложение №2.
Викторина.
Вступительное слово ведущего: называется тема, условия встречи двух команд, жюри. Ведущий читает народную мудрость, объявляет задание.
Задание 1. «Сложи узор из геометрических фигур».
Каждая команда получает конверт с геометрическими фигурами. Сложив узор, родители смогут прочитать народную мудрость о воспитании послушания у детей.
«Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается».
«Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь».
Задание 2. Все мы знаем о том, как важно родителям владеть своим психическим состоянием, управлять собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это наиболее ярко выражается через слово и мимику. Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым родители должны умело прикасаться к сердцам своих детей.
Упражнение 1. «Следи за выразительностью своей речи».
На мольберте плакаты с заданиями:
а) произнести фразу «Иди сюда» - тихо, громко, требовательно, таинственно, возмущенно.
б) произнеси слово «молодец» - тихо, нежно, удивительно, влюбленно, восторженно.
Упражнение 2. «Владей своей мимикой».
а) сегодня вы отпустили своего ребенка на полчаса погулять одного. Воспитываете самостоятельность. И очень просили не испачкаться. Через полчаса ваше чадо появилось в дверях в совершенно в непристойном виде. Вы смотрите на него, спрашивая: «Все – таки не послушался?»; с досадой: «Как всегда грязный»; укоризненно: «И как тебе не стыдно»; требовательно: «Быстрее раздевайся!».
б) вы дали ребенку конструктор, с которым он с удовольствием принялся играть, а сами удобно устроились в кресле с книгой. Малыш, то показывает вам удачно сложенную конструкцию, то лезет с вопросами. Вы смотрите на него радостно: «Умница»; требовательно: «Отстань!»; с досадой: «Ты всегда мне мешаешь»; спрашивая: «Ну что тебе опять?».
Задание 3. «Проверь себя» (распределение внимания).
Как часто мы оказываемся в такой ситуации: и говорим, и смотрим телевизор, и отвечаем на вопросы мужа или жены, и моем посуду. И при этом всегда смотрим за ребенком.
Предлагаем проверить, насколько хорошо вы умеете распределять свое внимание (предлагаются отрывок из художественной литературы и математический пример дается на карточке).
После выполнения задания родители должны сообщить ответ и пересказать смысл прочитанного.
Задание 4. Педагогический прогноз.
Обеим командам даются для решения педагогические ситуации, написанные на карточках.
Подведение итогов викторины.